Русские Вести

Русский инженер создал парашют для самолётов


В западных СМИ пишут об очередном чудесном спасении легкомоторного самолета, потерпевшего аварию в воздухе. Но только летчика, его жену и их 2-летнюю дочку спасло не мастерство пилота, не стечение обстоятельств, а техническое изобретение - баллистический самолетный парашют. В отличие от обычного парашюта, он спасает не отдельно взятого человека, а плавно приземляет весь самолет целиком.

Семья 38-летнего Артема Конкука возвращалась в свой дом в городе Санта-Роза на побережье Калифорнии. Им нужно было преодолеть 275 километров. Муж и жена владели одномоторным самолетом Cirrus SR22. По габаритам этот 4-местный летательный аппарат немногим отличается от мощного внедорожника: весит всего 1 542 килограмм, 310-сильный мотор развивает скорость 340 километров в час. Но у самолетов этой серии есть одна отличительная черта - они оборудованы парашютной системой Cirrus Airframe. Компания Cirrus позиционирует себя, как пионер в оснащении джетов революционной технологией - системой спасения самолета с помощью пиротехнически выбрасываемого парашюта.

Хотя, компания эта американская, без русского инженерного гения дело тут не обошлось. Дело в том, что само изобретение придумал потомок русских эмигрантов инженер Борис Попов. Толчком стало воздушное происшествие, в ходе которого сам Борис чудом выжил. Будущий изобретатель летал на дельтаплане над озером, его с помощью троса буксировал на моторной лодке приятель. В какой-то момент Борис жестом показал “сбавь скорость”, человек внизу в свою очередь прочитал этот жест ровно наоборот: “прибавь ходу”. И дал газу. В результате резкого рывка летающее крыло развалилось и Попов с высоты 120 метров рухнул в воду.

Он чудом остался жив, дело даже обошлось без серьезных переломов, пломбы, вылетевшие из зубов при ударе о поверхность - не в счет. Попов подумал: а ведь если бы у меня, там наверху, был парашют, то ничего бы не произошло? Он потратил более 10 лет и около 1,5 миллиона долларов на создание парашютной системы, которая могла опустить на землю весь самолет целиком в случае отказа двигателя или какой-то другой аварийной ситуации в воздухе.


Потомок русских эмигрантов создал баллистический самолетный парашют, который приземляет летательные аппараты целиком

Фото: другой источник.

Вот как работает эта конструкция:

  • Аварийный комплект монтируется позади кабины в задней части самолета.
  • В случае аварии пилот или второй пилот (оба имеют одинаковый доступ) с помощью специального рычага активируют систему спасения.
  • Твердотопливная ракета вылетает из скрытого отсека и вытягивает за собой купол диаметром 20 метров. Ткань парашюта изготовлена из кевлара. Это необычайно прочный материал, из него шьют пуленепробиваемые жилеты. Только кевларовая нить способна выдержать нагрузку, которая возникает в тот момент, как парашют гасит скорость летящего самолета.
  • Примерно 8 секунд требуется спасательной системе, чтобы снизить горизонтальную скорость полета до нуля, и приземлить летательный аппарат на землю.

Установка этой системы увеличивает продажную стоимость самолета на 13-14 тысяч долларов (в сегодняшних ценах это примерно 1,5 миллиона рублей). Но, кажется, это того стоит. Компания Бориса Попова произвела в общей сложности несколько десятков тысяч таких систем, при этом они сохранили жизнь 478 людям.

- Статистика использования показывает, что активируется в среднем один из 110 проданных парашютов. - говорил Борис Попов. - Это довольно поразительная цифра, если вдуматься. Представьте, что вы собираете 110 пилотов в комнату и говорите им: “Один из вас погибнет вместе с пассажирами, если у него не будет на борту вот такой вот штуки”.

На долю Артема Конкука, с рассказа о котором мы начали эту историю, выпало быть тем самым одним злополучным пилотом из 110 летчиков. Он с семьей пролетел около 80 километров, когда заглох двигатель его Cirrus SR22. Летчик попытался планировать, но вскоре понял, что не сможет перелететь через поросшую лесом возвышенность. Единственный шанс спастись - это активировать систему спасения. Парашют раскрылся, и опустил аварийный борт вниз. Затем самолет зацепился за крону большого дерева примерно в 30 метрах от земли. К счастью, молодому человеку удалось спустить жену и дочь вниз, прежде чем самолет развалился на две половины и кабина упала на землю. Счастливчики отделались только синяками и ссадинами, улучшив статистику использования изобретения.

К сожалению, у этой идеи есть ограничения. Спасательную систему нельзя использовать, если самолет тяжелый или летит слишком быстро - в этом случае парашют просто оторвется, ни один материал не может выдержать таких нагрузок. Это значит, что большой пассажирский самолет такой системой оборудовать нельзя.

В последние годы Борис Попов разрабатывал двухступенчатую схему с использованием двух парашютов. Ее можно было бы использовать для небольших бизнес-джетов (на 4-7 мест) весом до 4000 килограмм, развивающих скорость до 650 километров в час. Первый парашют снижает скорость до 320 километров в час, второй - гасит скорость полета до нуля и плавно сажает его на землю. Это значительно расширяет сферу применения изобретения. А значит, сохранит еще больше жизней.

ИЗ ДОСЬЕ “КП”

Борис Попов - потомок русских эмигрантов, поселившихся после революции в Германии. В 1949 году после Второй мировой войны его семья переехала в Соединенные Штаты Америки. Окончил Университет Миннесоты по специальности «Авиационная инженерия». После воздушного инцидента, который едва не стоил ему жизни, задумался о разработке спасательной парашютной системы для самолетов. В 1981 году создал компанию Ballistic Recovery Systems, которую долгие годы сам и возглавлял. Обладатель множества наград в области авиационной безопасности.

Автор: Ярослав КОРОБАТОВ

Источник: www.kp.ru