В России может быть разработан первый крупный суперкомпьютер на отечественном процессоре. Стоимость работ оценивается в один миллиард рублей. Предполагается, что проект будет реализован в интересах оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
За основу будет взята универсальная платформа «Эльбрус» — детище компании АО «МЦСТ», которая является базовой организацией кафедры информатики и вычислительной техники Московского физико-технического института (МФТИ) при участии Института электронных управляющих машин (ИНЭУМ).
АО «МЦСТ» предлагают заказчикам широкий перечень «железа»: различные вычислительные комплексы, микропроцессоры, серверы, системы обмена электронными документами, системные и периферийные модули, контроллеры и медицинскую технику. Также отечественная высокотехнологичная компания специализируется на разработке программного обеспечения. Наиболее известным продуктом является операционная система «Эльбрус», которой пользуется Минобороны РФ и предприятия ОПК.
С военным ведомством и оружейниками МФТИ и ИНЭУМ сотрудничают более полувека. По понятным причинам номенклатура поставляемой продукции широкой публике неизвестна. Но, скорее всего, сотрудничество масштабный характер. Потребность в вычислительной технике и ПО у военных и ОПК колоссальная.
Переоценить наличие у РФ собственного софта и «железа», наверное, невозможно. Только отечественное высокотехнологичное оборудование и ПО позволяют обеспечивать информационную безопасность и предотвращать утечку секретных данных. Не может же инженер-механик проектировать агрегат для новой зенитной ракеты на ОС Windows с использованием западных программ.
Если говорить о потребностях военных, то в настоящее время компьютерами оснащается даже бронетехника. Современные технологии позволяют формировать на театре военных действий единое информационное поле. Постоянный и мгновенный обмен информацией — это ключевой фактор боевой слаженности подразделений разных видов и родов ВС.
Своеобразным символом широкого применения IT-технологий можно назвать Национальный центр управления обороной (НЦУО), который является «мозгом» Минобороны и Ставкой Верховного Главнокомандующего. Этот грандиозный объект массу сложных задач: обеспечение межведомственного взаимодействия, моделирование различных операций, контроль за выполнением Гособоронзаказа и материально-техническим снабжением войск. В Минобороны утверждают, что НЦУО превосходит суперкомпьютер, стоящий в Пентагоне.
Однако ахиллесовой пятой военного ведомства, ОПК и всего гражданского промышленного сектора РФ по-прежнему остаются проблемы с качественной отечественной электронной компонентной базой (ЭКБ): резисторами, конденсаторами, трансформаторами, интегральными микросхемами, полупроводниками, оптоэлектронными приборами, изделиями квантовой электроники, электровакуумными лампами, электронно-лучевыми приёмными и преобразовательными трубками, многокристальными модулями и пр.
Согласно некоторым данным, зависимость от поставок этой продукции из-за рубежа даже в секторе обороны по ряду направлений достигает 85%.
Следствием проблем в ЭКБ отчасти является слабая производительность компьютеров. Например, последние годы положение России в международном рейтинге суперкомпьютеров TOP500 неуклонно снижается. В ноябре 2017 года наша страна выбыла из десятки. По состоянию на июнь 2018 года РФ находилась на 15-м месте с четырьмя суперкомпьютерами. В лидерах, как ни сложно догадаться, Китай и США. У Поднебесной более 200 суперкомпьютеров, у Соединённых Штатов — 124.
В обновлённом ноябрьском рейтинге в активе нашей страны оказались всего лишь три машины: 79-е место по мощности занимает «Ломоносов-2» компании «Т-Платформы» МГУ, 282-е — суперкомпьютер Гидрометцентра разработки «T-Платформы» и американской компании Cray, 485-е — предыдущая версия «Ломоносова».
Один из собеседников «Коммерсанта» признаёт, что современные российские суперкомпьютеры созданы на основе американских процессоров. При этом на платформе «Эльбрус» «работали только небольшие суперкомпьютеры размером со шкаф».
В данный момент сложно оценить, насколько будет успешной реализация проекта нового суперкомпьютера в интересах обороны страны. Однако можно с уверенностью утверждать, что это крайне важный проект. Не исключено, что под своё крыло его в итоге возьмёт Минобороны, уделяющее повышенное внимание импортозамещению в высокотехнологичных отраслях.
На сегодняшний день производителями качественного ЭКБ и ПО считаются страны Запада и Восточной Азии. Очевидно, что покупка продукции в США, Европе, Японии и Южной Корее не всегда возможна в условиях санкций и к тому же чревата «закладками», которые позволяют через систему GPS контролировать наши технологические процессы. Надёжным поставщиком нельзя назвать «вечного друга» Китай, который активно занимается промышленным шпионажем.
Все вышеперечисленные проблемы мешают главному — прогрессу в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта. Обладание искусственным интеллектом нередко сравнивают с изобретением пороха и атомной бомбы.
«К большому сожалению, Россия сильно отстала в столь важной области, и потеря позиций в рейтинге, видимо, носит необратимый характер. Виной тому, на мой взгляд, просчёты в управлении наукой и промышленностью, утечка мозгов, вызванная нежеланием или неспособностью государства и бизнеса предлагать достойные условия нашим математикам и технарям. Небольшая надежда есть на Минобороны. Это всё же ведомство с ресурсами и при должной воле мы можем создать несколько суперкомпьютеров и достичь определённых успехов в развитии искусственного интеллекта»