Новые центры
На предприятии ОДК-УМПО завершена организация специализированных центров по изготовлению узлов вертолётных двигателей и производству роторов турбины и компрессора. Центры организованы по принципам бережливого производства и оснащены тремя сотнями единиц современного оборудования, включая станки с ЧПУ, высокотехнологичные обрабатывающие центры и уникальное оборудование для сварки и пайки. Всё это уже работает и серийно выпускает компоненты вертолётных двигателей. Проектная мощность составляет 350 моторокомплектов в год.
В первую очередь здесь выпускаются части двигателей ВК-2500. Мы рассказывали о нём год назад. Напомним, что сравнительно недавно практически все двигатели для вертолётов «Миля» и «Камова» производились либо полностью на украинском предприятии «Мотор-Сич», либо собирались в значительной части из комплектующих его производства. Когда украинская сторона запретила поставки такой продукции в Россию, это должно было нанести чудовищный удар, как по нашей обороноспособности, так и по нашему экспорту, ведь мы лишились возможности продавать и обслуживать вертолёты в других странах.
Как мы вышли из этой сложнейшей ситуации и куда движемся дальше, расскажем после краткой сводки новостей.
Время новостей
В Санкт-Петербурге спустили на воду большой морозильный рыболовный траулер «Механик Маслак» проекта СТ-192 и первый в России полностью электрический пассажирский речной катамаран «Эковольт» на многофункциональной платформе.
В Нижегородской области спущен на воду новый сухогруз и головное судно на воздушной подушке проекта МАРС-25.
В Казани совершил первый полёт очередной самолёт Ту-214.
На Ульяновском автозаводе стартовало производство УАЗ Пикап с «автоматом».
В Кабардино-Балкарии запущена Верхнебалкарская малая гидроэлектростанция.
На Нижнетагильском металлургическом комбинате ввели в эксплуатацию шестую автоматизированную линию по механической обработке железнодорожных колес стоимостью около 1 млрд руб.
В Новосибирске открыт завод кабель-каналов.
В Чувашии – завод холодильного оборудования.
В Ставропольском крае - предприятие по производству алюминиевых баллонов для аэрозолей.
Движение вверх
К счастью, попытки поставить Россию на колени запретом поставок двигателей провалились. Мы заранее начали работу над созданием модифицированного двигателя ВК-2500, который по характеристикам украинский вариант превзошёл. Но главное его достоинство в том, что он полностью производится в России и из российских комплектующих. На недавнем Параде Победы в Москве над городом пролетали Ми-35М, оснащённые высотными турбовальными двигателями ВК-2500-II. Освоен выпуск и других модификаций, но это не повод останавливаться.
В частности, в данный момент ведётся работа над двигателем ВК-650В для лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-226Т. Пока что на него, как и на «Ансат», устанавливаются двигатели французского и канадского производства. Наша замена будет сертифицирована к 2023 году, её компоненты для проведения испытаний уже выпускаются в тех самых центрах, с которых мы начали выпуск. Такая же история с новым двигателем ВК-1600В, серийный выпуск которого также намечен на 2023 год. Он сменит французский агрегат на вертолётах Ка-62.
Но есть и более смелые идеи.
Новые горизонты
Имея освоенный двигатель ВК-2500, мы можем развивать его, и в довольно неожиданных направлениях. Так обсуждается создание на его основе двигателя, работающего на водороде или сжиженном природном газе. Не менее интересный проект - это создание универсального авиадвигателя нового поколения ПДВ-4000. Он будет устанавливаться как на вертолёты, так и на самолёты, иметь увеличенный ресурс и создаваться с использованием технологий 3D-печати.
Может быть, это из сегодняшнего дня кажется и фантастикой, но вспомним, что совсем недавно многие не верили и в создание авиационного двигателя ПД-14, который сейчас стал выпускаться у нас серийно. Почитав комментарии пятилетней давности, можно обнаружить тысячи причин, почему Россия никогда не сможет его сделать. К счастью, конструкторы и инженеры заняты работой, а не чтением социальных сетей.
И вы отвлекитесь и послушайте потрясающую историю, которая дополнит смысл сказанного в этом выпуске.
Время назад
109 лет назад летом 1911 года в России родилось два Николая. И оба Кузнецовы. Один – Николай Дмитриевич, в семье рабочего в городе Актюбинск. Второй – Николай Иванович, в крестьянской семье в Пермской губернии. Первый имел характер спокойный, усидчивый, второй – более подвижный, авантюрный. Объединяла их тяга к знаниям, только первый тяготел к техническим, а второй влюбился в лингвистику, что и определило их дальнейшую судьбу.
Первый последовательно и спокойно строил научную карьеру – работал слесарем на заводе, окончил школу, Московский авиационный техникум, к 1939 году с отличием - Военно-воздушную инженерную академию, после чего стал членом ВКП(б), начав работу над кандидатской диссертацией.
Второй за это время, что называется, «съел пуд соли» - выучил четыре языка, включая немецкий, начал учёбу, но был исключён из комсомола и техникума. Позже был восстановлен и там, и там. Благодаря отличному знанию языков был завербован ОГПУ и получил оперативный псевдоним «Учёный». Поступил в институт, работал на заводе и параллельно вёл оперативную разработку иностранных специалистов. К 1928 году был уволен как «прогульщик», арестован НКВД и посажен в тюрьму, но обратил на себя внимание центрального аппарата как особо одарённый агент и начал жизнь под новым именем. А потом началась война.
Николай Дмитриевич накануне начала войны защитил кандидатскую диссертацию и в 1942 году в порядке стажировки был направлен на фронт, где трудился старшим инженером в авиации. Через год как талантливый конструктор был принят на работу на Уфимский авиационный завод.
Совсем иначе сложилась судьба Николая Ивановича. С самых первых дней войны он был заброшен в тыл врага под видом немецкого офицера и начал работу в группе Судоплатова. На территории оккупированной Украины он смог войти в доверие высшим должностям лицам и добывал для страны ценнейшие сведения. Вместе с этим методично устранял ключевых нацистских карателей, доведя число жертв до 11. Гестапо пыталось вычислить и арестовать неуловимого мстителя, но он будто играл с ними в кошки-мышки. Когда петля затянулась, и он оказался в шаге от ареста, то сам сдался немцам, был доставлен в кабинет подполковника ВВС Ганса Петерса. Там Кузнецов выхватил пистолет, убил охранников, самого Петерса и, выбив окно, скрылся.
9 марта 1944 года, выполняя приказ на отступление, Николай Иванович Кузнецов вступил в неравный бой с отрядом Украинской повстанческой армии и погиб. За исключительное мужество и храбрость при выполнении заданий командования Николай Кузнецов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Война закончилась нашей победой. Николай Дмитриевич продолжил работу на Уфимском заводе, а затем возглавил в Куйбышеве Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, впоследствии названный его именем. Конструктор прожил долгую жизнь до 1995 года и за это время дал стране 57 двигателей различного назначения, в том числе первый советский двухконтурный двигатель для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, который использовался на самолёте Ту-144, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей для стратегов Ту-160, самый мощный в мире турбовинтовой двигатель для бомбардировщика Ту-95, целую линейку жидкостных ракетных двигателей, в том числе для лунной программы СССР.
Мы специально поставили этих героев рядом, чтобы вы увидели – не так важно, чем занимается человек, главное, чтобы он самозабвенно трудился на благо Родины. Без подвига Кузнецова-разведчика у Кузнецова-конструктора не было бы возможности спокойно творить. Без двигателей Кузнецова-конструктора у страны не было бы доступа в небо и космос. Расскажите эту историю своим детям, и тогда традиция служения Родине не прервётся никогда.
…Мы желаем вам доброй и бодрой недели, текст выпуска и первоисточники ищите на нашем сайте время-вперед.рус Подписывайтесь на наш канал, вступайте в наши группы и Клуб «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта!