Рынок мобильных приложений - один из самых быстро растущих. Свое место здесь заняла и Россия. В 2009 году наш сегмент оценивался в $3 млн, по итогам 2012 года мы собрали уже $137,3 млн, а в 2016 году рост должен привести к $1,3 млрд! Эксперты считают: до раскрытия полного потенциала российских разработчиков еще далеко. Но нам все же удалось выделить лидеров российского digital-рынка.
Если в "поезд" всеобщей доступности персональных компьютеров мы заскочили с заметным опозданием, рынок мобильных приложений медленно, но верно сдается российским кулибиным. В последнюю пятилетку мы показываем стабильный рост. И наши заслуги признают не только экономисты, считающие выгоды от продаж digital-продукции, но и организаторы крупнейших международных конкурсов. В 2010 году сразу три приложения с префиксом "рф" отмечены на всемирной площадке World Summit Award Mobile - тогда по числу победителей мы взяли "серебро" и встали в один ряд с Германией. Сегодня - новые достижения: небывалый рост сегмента в денежном эквиваленте и приход на наш рынок новых мировых игроков, способных финансировать уникальные задумки российских гениев.
"Наконец пришло понимание, что на рынке мобильных приложений есть деньги. И сюда потянулись крупные игроки, - считает генеральный директор мобильного агентства Mobio Алексей Писаревский. - В этом году на российском рынке активно рекламировались китайские компании, а наши продавцы трафика и вебмастера достаточно заработали, сотрудничая с ними".
Свою роль на рынке стали играть не только гиганты, но и небольшие компании. Появилось понимание важности именно человеческого ресурса, ведь при создании приложения значение имеют не только глобальные вложения, но и квалификация плюс талант разработчика. А с талантами в России, как известно, всегда все было неплохо.
Сработали на "отлично"
Составлять рейтинги мобильных приложений - дело неблагодарное. Слишком велик рынок для того, чтобы выделить даже пятерку лучших. Но мы все же постараемся. Для начала определимся с безусловными победителями. По мнению аналитиков агентства J'son & Partners Consulting, первые строчки в стране занимают следующие игроки:
-
Unreal Mojo - авторы мобильных приложений Альфа-Банк, "ФСИН-письмо", Avito, "Яндекс.Деньги", "Из рук в руки" и др.
-
e-Legion - эти игроки успели поработать с Первым каналом, ВГТРК, "Мегой", Yota, а также создали интернет-банкинг для Райффайзенбанка и Банка Москвы.
-
iD EAST. Среди клиентов - Сбербанк, "Советский спорт", "Ведомости", hh.ru, "Forbes в России", Mail.ru и т.д.
-
REDMADROBOT - лидеры рынка именно бизнес-приложений, выполнявшие заказы Ford, "Лукойл", Samsung, P&G, РБК, банка "Открытие" и др.
-
Articul Media LLC. Среди клиентов - "Оргкомитет Сочи-2014", "СТС-Медиа", "ЮКОС", "Яндекс", "Планета Фитнес" и ряд индивидуальных заказчиков - например, Павел Астахов или Дмитрий Липскеров.
Представленная пятерка видоизменяется от одного рейтинга к другому. Ряд источников разбавляет ее и другими компаниями. Например, эксперты Tagline (авторы рейтингов и обзоров digital-рынка) настаивают на превосходстве Touch Instinct и CleverPumpkin. Эти компании действительно пользуются популярностью как подрядчики: в разное время успели поработать с "Медузой", "Техносилой", Oktogo.ru и благотворительным фондом "Подари жизнь".
Все представленные лидеры работают на главной "орбите" рынка мобильных приложений. Принимают заказы от корпораций и часто становятся подрядчиками одного и того же заказчика. Если бы не эти трудяги, крупнейшие западные компании никогда не смогли бы достучаться до нашего российского клиента.
Самые полезные
Отвлечемся от бизнес-тематики и обратим внимание на приложения, которые могут сделать нашу жизнь проще, а иногда и спасают от серьезной опасности.
-
Единый портал госуслуг
Существует как в режиме сайта, так и в статусе мобильного приложения. С помощью портала можно оплатить штрафы, жилищно-коммунальные услуги, погасить налоговую задолженность или оформить документы - от получения паспорта до постановки на учет в поликлинике. В 2015 году мобильное приложение "Единый портал госуслуг" было признано лучшим в "Рейтинге Рунета".
-
Мобильное приложение "Моя история: Романовы"
Это краткая цифровая версия одноименного общероссийского тура выставки. Приложение стало одним из самых известных современных средств популяризации русской истории (в частности - истории династии Романовых) среди пользователей современных электронных гаджетов.
Для наибольшей простоты и удобства в приложении созданы специальные слайд-шоу, позволяющие изучать эпоху за эпохой, не отвлекаясь на управление и настройку программы. Слайд-шоу озвучено актером Сергеем Чонишвили. У приложения есть интересная возможность - ретранслятор на экран телевизора или любого другого совместимого устройства.
-
Мобильное приложение "Мир врача"
Мгновенный доступ к профессиональному сообществу, необходимым материалам и обсуждению актуальных тем в области медицины.
Вне конкурса отметим и приложение МЧС России "Мобильный спасатель". В этом году его перезапустили для смартфонов, добавив к жизненно важным функциям интересные новинки. С помощью "Мобильного спасателя" по-прежнему можно послать сигнал SOS из любой точки России. Но если раньше канал был односторонним, то теперь система с первой секунды определяет, откуда поступил звонок и рассылает смс-оповещения "экстренным контактам". Их номера телефонов пользователь вводит при регистрации в приложении. Таким образом, диспетчер сразу будет знать, где вы находитесь, и отправит карту с меткой в смс вашим родственникам или друзьям.
Стартап года
Здесь мы расскажем о тех самых новичках, которые, не обладая безграничными ресурсами, делают интересные продукты.
-
RoadAR - многофункциональное мобильное приложение для водителей
Этот помощник будет работать в трех направлениях. Первое - предупреждение о знаках дорожного движения (уже налажено). В режиме реального времени видеорегистратор отслеживает информацию о знаках, а затем напоминает водителю, где стоит быть особенно внимательным. Другие два направления - навигация и рация (пока в стадии разработки).
В 2014 году разработчики приложения взяли первый приз "Стартап-тура".
"Сейчас мы активно работаем над новой версией, которая будет предупреждать водителей о ямах и искусственных неровностях. Это не только удобно, но и экономит деньги", - рассказывает директор RoadAR Евгений Никольский.
-
KeepVision - приложение-диагност, выявляющее ухудшение зрения на начальной стадии
Автор приложения Рахимян Тимерханов надеется остановить быстрое распространение детской близорукости с помощью своего проекта. Методика KeepVision понятна каждому малышу. В ходе тест-игры выявляется нарушение зрения на основании трех параметров: время реакции, изменение расстояния от экрана до глаз ребенка, размер "подков". "Подковы" в мобильном приложении - это объекты, которые необходимо ловить ребенку во время игры-теста.
В 2015 году этот проект российского разработчика вошел в ТОП-30 стартапов со всего мира, приглашенных к участию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом форуме.
"Когда дети играют в эту игру, они делают определенные движения. У близоруких оно фиксированное: ребенок прищуривается, приближает телефон и медленно реагирует, - объясняет Рахимян Тимерханов. - Для удобства взрослых в приложение интегрирована еще и система, отслеживающая усталость глаз ребенка. Временные рамки мы выработали на основании СанПиНов. Когда необходимо, взрослый получает уведомление об опасности для ребенка".
В первую очередь KeepVision создан для школ, потому что дети проводят в учебных заведениях 70% времени, подчеркивает разработчик. На сегодняшний день ни в России, ни в мире нет аналогов разработке.
Мы лучшие, но кое-что нам мешает
Мобильные платформы существуют уже более 10 лет. То есть теоретически уже в 2005 году у нас был неплохой шанс совершить первую революцию на рынке. Но этого не случилось. "Взрыв" эксперты обозначили только в 2013-м. Во многом это было связано с отсутствием возможностей для нормального развития рынка. Буксовала всеобщая интернетизация, фактически отсутствовала поддержка разработчиков на административном уровне... О проблемах в том числе говорил глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров.
"Чаще всего разработчики мобильных приложений - это небольшие компании, где работают 10-15 человек. Они не имеют формального права претендовать на льготы по социальным отчислениям, так как минимальная планка для участия в этой программе поддержки - 30 сотрудников. Мы считаем, что она должна быть снижена до 7 человек, - размышлял министр, подчеркивая, что государство должно уделять серьезное внимание вопросу. - Фантастическая возможность мобильных приложений и этого рынка в целом заключается в том, что, находясь в одной точке мира, вы можете работать глобально. Вы находитесь на открытом рынке и честно конкурируете с вашими коллегами, сверстниками из всех стран мира. И мы хотели бы, чтобы вы чувствовали себя наиболее конкурентоспособными именно в российской юрисдикции".
Условия в целом были созданы. Но это не значит, что рынок стал максимально гостеприимным для наших разработчиков. Новое время - новые вызовы. Развиваться могут лишь те, кто вовремя реагирует на запросы рынка.
Среди проблем, которые необходимо решать ежедневно, - кадровый голод и высокая стоимость продукта (разработка приложений иногда оценивается в сотни тысяч и даже миллионы рублей). Справиться с этими вызовами лидеры рынка пытаются не первый год.
"В университетах не учат на мобильных разработчиков, а курсы и обучающие программы можно пересчитать по пальцам двух рук. Находясь в Санкт-Петербурге с целой россыпью прекрасных технических вузов, мы ощущаем эту проблему, и для ее решения организуем свои школы разработчиков, - подчеркивает генеральный директор e-Legion Роман Белодед. - Кроме того, для запуска новых продуктов не хватает инвестиций. Деньги на рынке есть, но достаются они ограниченному числу компаний".
Внешние аудиторы говорят и о других особенностях российского рынка. По версии агентства SoftPressRelease, каждому, кто хочет работать с мобильными приложениями в России, следует учесть следующее:
-
Наш рынок молод. Здесь достаточно малоразвитых сегментов. С другой стороны, радует динамика роста. Но и она связана в первую очередь с распространением мобильного интернета.
-
Платформа-лидер российского рынка - Android. iOS может окончательно скатиться в аутсайдеры - продавец слишком взвинтил цены. Windows Phone пока не смог занять значимую долю рынка.
-
Российский пользователь игнорирует англоязычные приложения, а значит, зарубежным игрокам придется учесть необходимость максимальной локализации. Другими словами, говорите по-русски со своим клиентом.
-
Социальные сети в России - полноценный механизм для продвижения. Они должны быть частью рекламной кампании.
-
Проще всего продвигать свой продукт в альтернативных магазинах Android-приложений. Там больше шансов быть замеченным.
Перспективы для развития есть. В отчете App Annie Россия занимает пятое место по общему числу загрузок на iOS, уступая только США, Китаю, Японии и Великобритании. По загрузкам на Android мы на четвертом месте - в лидерах США, Индия и Бразилия. То есть наши продукты пользуются популярностью. Осталось монетизировать эти достижения. Беглый анализ доходов от приложений для iOS и Android показывает: здесь Россия далека от раскрытия своего полного потенциала - замыкаем десятку лучших, не более того.