«Роснефть» испытала уникальный катализатор собственного производства


«Это первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, который не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам даже превосходит их», — сказал глава «Роснефти».

Сечин также добавил, что импортозамещение — важная задача, в настоящее время практически 90% всего закупаемого оборудования является оборудованием российского производства.
«И мы не только закупаем оборудование у российских производителей, но и сами тоже предпринимаем усилия по импортозамещению там, где мы видим тонкие места. Это, в частности, касается завершения промышленных испытаний по производству катализаторов. Катализаторы для гидроочистки собственного производства позволяют выпускать дизельное топливо в соответствии со стандартом Евро 5», — отметил глава компании.

Медведев также отметил важность импортозамещения в этой сфере, так как ранее катализаторы всегда приобретались за границей.

Это первый катализатор для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги. Испытания показали, что разработанный продукт позволяет получать дизельное топливо, которое соответствует всем современным техническим требованиям.

«Роснефть» уделяет особое внимание развитию собственного производства катализаторов для нефтепереработки. Это — ключевое направление для обеспечения технологической устойчивости перерабатывающего сегмента Компании и снижения зависимости от импортных технологий.

Новое предприятие ООО «РН-Кат» способно не только обеспечивать потребности предприятий НК «Роснефть» в катализаторах процессов гидроочистки, но и поставлять их для коммерческой реализации. Также продукция завода заменит импортные аналоги, что повысит технологическую устойчивость, независимость и экономическую эффективность всей российской нефтеперерабатывающей отрасли.

Как сообщалось, в июне 2019 года «Башнефть», которая входит в группу компаний НК «Роснефть», приобрела 51% акций в уставном капитале завода по производству катализаторов для процессов гидроочистки мощностью до 4 тыс. т/год в городе Стерлитамак.

Эта сделка позволит обеспечить НПЗ «Роснефти» современными катализаторами гидроочистки российского производства.

В настоящее время ключевую роль в развитии программы импортозамещения производства присадок и катализаторов играют специализированные дочерние предприятия Компании: «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза», «Новокуйбышевский завод катализаторов», а также предприятия из корпоративного научно-проектного комплекса («РН-ЦИР» и «ВНИИНП»), которые занимаются разработкой и выпуском собственных образцов высокотехнологичной продукции для нефтеперерабатывающей отрасли.

Эксперты называют достижение «Роснефти» настоящим прорывом: «Производство катализаторов гидроочистки для производства топлива класса Евро 5 на базе уфимской группы НПЗ, безусловно, прорыв для российской нефтегазовой отрасли. Необходимо отметить, что долгие годы производство таких катализаторов было прерогативой западных компаний, например, Shell, Chevron. Поэтому если бы эти продукты попали бы под очередные западные санкции, то российский топливный комплекс откатился бы на несколько лет назад: у нас просто не было бы возможности производить высококачественный дизель», — отметила Управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

По мнению гендиректора «ИнфоТЭК-терминал» Рустама Танкаева, разработка окажет влияние не только на внутренний, но и на внешние рынки, где «Роснефть» активно развивается: «после распада СССР в России очень резко упало производство катализаторов, отрасль перешла на импортные. Однако, когда Запад начал вводить в отношении российского ТЭК санкции, в РФ очень быстро это производство восстановили: катализаторы — весьма уязвимое звено в производственной цепочке, по которому при желании было очень легко ударить. И то, что Роснефти удалось провести промышленные испытания катализаторов процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо Евро-5 — огромное достижение. По крайней мере, без современного экологичного топлива мы уже не останемся. Более того, российские катализаторы по многим характеристикам превосходят импортные аналоги. Производство налажено на высочайшем технологическом уровне, продукция конкурентоспособна на внешних рынках, катализаторы „Роснефти“ экспортируются. Полагаю, они будут поставляться и на зарубежные НПЗ „Роснефти“, например, в Индии и в Германии — здесь можно предвидеть значительный синергетический эффект», — отметил эксперт.

Экономисты подчеркивают важность разработки для процесса импортозамещения: «„Роснефть“ активизировала импортозамещение после того, как в 2012 году компанию возглавил Игорь Сечин. Особенно программа импортозамещения активизировалась в 2014, когда в отношении России и, в частности, „Роснефти“ начали вводиться рестрикции. Нельзя было исключать, что поставщики катализаторов попадут под вторичные санкции. Но есть и экономический аспект. Каждая вертикально-интегрированная компания заинтересована в создании производства полного цикла: от добычи сырья до продажи продукта конечному потребителю. И не следует забывать, что импорт катализаторов был более затратен, чем собственное производство. Получается ли у „Роснефти“ замещать импорт? Безусловно, получается», — считает доктор экономических наук Никита Кричевский.

Экономист Михаил Делягин уверен, что разработка положительным образом повлияет на российскую экономику: «собственные производства создают рабочие места в России, а не, допустим, в Европе. Тот, кто вкладывает средства в российский товар, стимулирует развитие российской экономики. Тот, кто вкладывает средства в товар, произведенный конкурентами России, стимулирует развитие экономики конкурентов России», — считает эксперт.

Источник: actualcomment.ru





Комментарии