Русские Вести

«Росатом» утилизировал самое опасное судно советских времён


В Мурманской области завершилась 10-летняя программа по утилизации плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе», которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов и чьё хранилище с тоннами отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) много лет представляло большой экологический риск для региона.

«Лепсе» – судно-заправщик атомного флота России. Оно заправляло ядерным топливом первый в истории атомный ледокол «Ленин», а также «Сибирь» и «Арктику». С 1964 по 1988 год экипаж «Лепсе» обслуживал ядерные установки и отвозил грузы к местам захоронения в Баренцевом и Карском морях. После «Лепсе» использовали только для хранения радиоактивных отходов. В 90-х заправщик бросил якорь неподалёку от Мурманска.

Чтобы обезвредить этот опасный плавучий склад, пришлось ждать 70 лет, пока уровень радиации снизится. Топливо для атомных ледоколов, которое складировали на «Лепсе», было активным. Задача усложнялась тем, что часть материала оказалась повреждена. Малейшая неточность грозила обернуться экологической катастрофой, которую по уровню последствий для региона можно сравнить со взрывом в Чернобыле. Сложнейшая операция была продумана детально, ряд решений можно назвать уникальным.

Из-за коррозии корпуса судно залили бетоном и накрыли специальной конструкцией, чтобы радиация не распространялась. На самых опасных участках работали роботы. Затем люди распиливали судно на части, аккуратно извлекая остатки ОЯТ. После достали 639 так называемых топливных сборок.

«Для выгрузки отработавшего ядерного топлива "Лепсе" поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды – волнение моря и атмосферные осадки. Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса», – рассказали в «Росатоме».

Наконец, на своё место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя, носовая, блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна.

«Фрагменты судна более не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении», – сообщила пресс-служба госкорпорации.

Сейчас в Мурманской области в плановом режиме идёт вывоз отработавшего ядерного топлива. С 2002 по 2023 год суммарный объём накопленного ОЯТ сократился в два раза. Из хранилища в Гремихе идёт вывоз остатков, завершение всех работ ожидается в 2025 году. С объекта в губе Андреева уже вывезено больше половины ОЯТ, а полностью работы по вывозу планируется завершить к 2028 году.

«Мы не оставляем опасное наследие потомкам. И сегодня смело и прямо можем сказать – опасного радиационного объекта "Лепсе" более не существует», – заявил зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

Источник: www.stoletie.ru