Росавиация получила от Европейского агентства по безопасности полетов уведомление о том, что в американской системе навигации возможны сбои сигналов.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что космическое ведомство направит Министерству транспорта и Росавиации предложения по замене оборудования разработанной Минобороны США спутниковой навигационной системы GPS на российскую ГЛОНАСС.
«Несмотря на наши неоднократные предупреждения, российские авиакомпании продолжали брать в лизинг и закупать иностранную авиационную технику, игнорируя требования установки на ней оборудования ГЛОНАСС. Теперь в режиме ошпаренной кошки будут искать решение. А оно одно — ставить во всех аэропортах станции ГЛОНАСС для обеспечения высокоточного навигационного сигнала и устанавливать приемники ГЛОНАСС на всех эксплуатирующихся в нашей стране самолетах. Причем в обязательном порядке. Это копеечные расходы по сравнению с ценой жизни пассажиров», — написал Рогозин в своем телеграм-канале.
Как уточнил глава «Роскосмоса», оборудование ГЛОНАСС сможет принимать сигнал в том числе от китайской глобальной орбитальной навигационной системы «Бэйдоу», первый запуск которой состоялся в 2000 году. «Лучше поздно, чем никогда, господа!» — подытожил он.
Сегодня «Известия» сообщили, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) посоветовало авиакомпаниям быть готовыми к отказу от использования GPS. По информации СМИ, такая рекомендация вызвана вероятностью отключения системы на территории России, глушением сигнала и «спуфинг-атаками («спуфинг» — кибератака, когда мошенник выдает себя за какой-либо надежный источник посредством фальсификации данных. — Прим. ред.) при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, восточнее Финляндии и Средиземноморья».
Подобные сбои, отмечало издание, повлекут отклонение самолетов от маршрутов и риск небезопасной посадки. При этом в статье подчеркивалось, что, по мнению перевозчиков, выполнять полет можно и при полной потере сигнала GPS.
Позже на волну сообщений СМИ отреагировала сама Росавиация. Там подтвердили получение уведомления от Европейского агентства по безопасности полетов о том, что есть вероятность возникновения сбоев в GPS. Поэтому агентство предупредило об этом заинтересованных лиц, однако сейчас все системы работают штатно и никаких проблем не наблюдается.
«Росавиация не указывала на потенциальный риск отключения или искажения сигналов GPS на территории Российской Федерации. <…> Отключение или нарушение работы GPS на территории Российской Федерации не окажет влияния на безопасность полетов воздушных судов», — подчеркнули в ведомстве.
Там также напомнили, что, кроме спутников, в навигации пилотам помогает инерциальная система на самих бортах. Еще используют наземные системы и средства навигации и обеспечения посадки, а российские аэропорты имеют контрольно-корректирующие станции: благодаря им постоянно отслеживают состояние сигналов как от GPS, так и ГЛОНАСС и GPS. Если возникают «аномалии», информацию о них сразу получают пилоты и диспетчеры.
«Все автоматизированные системы управления воздушным движением и наземные средства радиотехнического обеспечения полетов оснащены системами синхронизации единого времени по сигналам отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС», — подытожила Росавиация.
Что касается предложения Рогозина, то, как отметил директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин, на замену оборудования GPS на ГЛОНАСС потребуются исследования и, как следствие, затраты. По его словам, устанавливать дополнительное оборудование можно лишь после согласования с разработчиками летательного аппарата, поскольку тем самым возрастает потребление электроэнергии, что может повлиять на остальную аппаратуру.
«Чтобы установить системы ГЛОНАСС, например на вертолет, необходимо провести комплексное исследование уже установленных систем. Все это стоит больших денег, из-за этого возникает вопрос: кто возьмет эти затраты на себя?» — заявил он РИА Новости.
Автор: Мария Азарова
Заглавное фото: Модель космического аппарата российской глобальной навигационной системы «Глонасс-К» / © РИА Новости, Сергей Мамонтов