Международная команда инженеров-кибернетиков недавно представила новую модель робота, способного самостоятельно исправлять свою походку и «модернизировать» себя, чтобы адаптироваться к полученным в процессе выполнения задачи повреждениям конечностей и обеспечить себе максимально быстрое и эффективное передвижение. Об этом сообщает журнал Nature.
Самообслуживание для роботов
Робот анализирует целый комплекс компьютерных симуляций самого себя и на основании этого анализа составляет карту эффективности всех возможных способов передвижения. Если происходит поломка, машина быстро выбирает оптимальную стратегию перемещения в пространстве. Это сродни интуиции у людей и некоторых животных.
«Когда у животных ломаются конечности или кости, они не начинают учиться ходить или двигать лапами полностью с нуля, — комментирует один из авторов разработки, Жан-Баптист Море из Университета Пьера и Марии Кюри в Париже. — Вместо этого у них есть интуитивное чувство того, как вести себя в таких ситуациях. Оно помогает им разумным образом выбрать несколько новых манер движения, проверить их на практике и выбрать ту, которая работает даже при травме лап. Мы создали роботов, которые умеют делать то же самое».
Например, поясняет коллега Море, Антуан Калли, если робот не может передвигаться на задних конечностях, он задействует передние. Ему понадобится всего пара минут для того, чтобы подобрать наиболее эффективную стратегию, которая позволит перемещаться без ущерба для скорости.
В качестве демонстрационных образцов ученые представили две модели — шестиногого «паука» и руку с девятью суставами. В процессе экспериментов обе модели продолжали двигаться с достаточно большой скоростью и захватывать предметы, даже если две из шести ног не действовали или половина моторов в суставах выходила из строя.
Эти алгоритмы, утверждают специалисты, позволят роботам не только бороться с собственными поломками, но и преодолевать неожиданные препятствия и «придумывать» новые тактики для решения различных задач. Особенно пригодится такое свойство при отправке механизмов на другие планеты, где их починка инженерными силами не представляется возможной.
«Гепард» не только бегает, но и прыгает
Это отнюдь не единственное чудо робототехники, которое удивило научную общественность за последнее время. Так, специалисты из Массачусетского технологического института (MIT) изобрели усовершенствованную версию четырехногого робота Cheetah (в переводе с английского — «гепард»). Робот способен самостоятельно распознавать препятствия высотой до 40 сантиметров и перепрыгивать их.
Барьеры механизм «видит» при помощи лидара — лазерного радара. Действия, которые совершает робот, при этом координируются тремя различными компьютерными алгоритмами.
Прежняя версия Cheetah прославилась тем, что была способна развивать при передвижении скорость в 45 километров в час, что даже выше, чем у легкоатлета Усэйна Болта, заслужившего звание самого быстрого бегуна в мире (44,7 километра в час).
В модернизированном варианте Cheetah стал первым четырехногим роботом, способным одновременно самостоятельно бегать и прыгать.
Самоуничтожающийся мини-оригами
Еще одно детище спецов из MIT, представленное ими на недавней конференции ICRA в Сиэтле, умеет не только ходить и плавать в воде, но и самостоятельно складываться и самоуничтожаться в случае необходимости. Робот-оригами имеет крошечные размеры: он весит всего треть грамма, а его длина составляет 1,7 сантиметра.
Более того, в статичном состоянии устройство представляет собой плоский кусочек пластика. Активация происходит с помощью тепла. Скорость передвижения механизма — три сантиметра в секунду. Передвигается он с помощью встроенных магнитов. После использования робот сам растворяется в ацетоне, почти не оставляя следов. Разработчики полагают, что такое устройство может найти применение прежде всего в медицине, будучи имплантированным в тело пациента для выполнения тех или иных лечебных задач.
Кибернетический шулер
Роботами, играющими в различные игры, сегодня никого не удивишь. Но создатели робота Клаудико, который специализируется на игре в покер, собираются научить его... блефовать! Они разработали алгоритм, который позволит устройству искать «Равновесие Нэша». Это возникающая в игре ситуация, названная в честь недавно погибшего математика и изобретателя Джона Нэша, при которой ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш, не согласовав это с действиями остальных участников игры.
«Люди думают, что блеф — это психологический маневр. На самом деле это стратегический маневр», — считает руководитель команды разработчиков Клаудико Туомас Сандхольм из Университета Карнеги.
Сандхольм уверен, что в ближайшие пять лет искусственный интеллект научится в совершенстве «объегоривать» людей в покер.