Итак, свершилось!
В России совершил свой первый полёт новый ближнемагистральный, турбовинтовой, региональный пассажирский самолёт Ил-114-300!
Данное событие, скажу сразу, знаковое для нашей страны, и вот почему!
Во-первых, первый полёт данного самолёта говорит о том, что в скором времени в России, после завершения всех испытаний и длительного перерыва, возобновится серийное производство отечественных, особо подчеркну отечественных, гражданских самолётов для местных авиалиний. Что как понимаем, позволит нашей стране вытеснить со своего, внутреннего рынка, иностранных производителей и даст мощный старт развитию экономике регионов России.
Во-вторых, как понимаем данный полёт, говорит о том, что Россия, с началом серийного производства нового ближнемагистрального самолёта Ил-114-300, ставит окончательную точку в необходимости закупать иностранные самолёты для этих нужд. А так же, с началом серийного производства может полностью восполнить образовавшуюся нужду в данных типах самолётов. И при чём сделает это за счёт мощностей собственного производства. А это как понимаем даёт мощный импульс для отечественного авиастроения и в целом для развития промышленности. Что на данный момент имеет очень важное и стратегическое значение для нашей страны!
Ну и в-третьих, запуск данного самолёта в серию, позволит России не только обновить парк специальной и транспортной авиации гражданского и военного назначения, но и в целом восстановить внутреннюю логистику и гражданское авиасообщение между регионами, а так же внутри самих регионах.
При этом надо отметить, что появление данного самолёта позволит сделать это напрямую, без обязательных пересадок, как это происходит сейчас. Что в целом и как понимаем даст развитие многим отраслям экономике нашей страны, в частности, внутреннему туризму, освоению и развитию Арктики и Дальнего Востока. Так как Ил-114-300 по свои характеристикам может использовать малооборудованные аэродромы и даже грунтовые ВПП (взлётно-посадочные полосы).
Более того надо отметить, что данный самолёт востребован не только внутри России, но и за рубежом. Что как понимаем даёт России возможность начать экспортные поставки данного самолёта и в целом конкурировать с иностранными производителями на международном рынке. И причём делать это весьма успешно. Так как характеристики нашего Ил-114-300, его производительность и экономичность делает его очень конкурентоспособным самолётом в своём сегменте гражданской авиации.
То есть как понимаем первый полёт самолёта Ил-114-300, состоявшийся на аэродроме в Жуковском 16 декабря, открывает перед нашей страной новые горизонты в развитии отечественной авиации. Что в целом делает данное событие в истории нашей страны очень знаменательным и я бы даже сказал эпохальным!
Однако несмотря на это, в США данное событие вызвало весьма противоречивую реакцию, полную обеспокоенности и надежды на то, что Россия не сможет обеспечить массовое серийное производство данного самолёта по тем же причинам, что и производство истребителя МиГ-35, а именно из-за отсутствия спроса на него!
В общем и целом, довольно популярное американское издания "The Drive" опубликовало материал, авторы которого комментируя первый полет самолёта Ил-114-300, выражают в обеспокоенность им.
Причём свою обеспокоенность авторы объясняют тем, что данный российский самолёт можно использовать не только в качестве ближнемагистрального самолёта, но и в качестве самолёта военной авиации и в военных целях.
Более того авторы в качестве подтверждения своего утверждения, заявляют, что данный самолёт может стать новой базой для замены устаревших самолётов специальной военной авиации стоящих на вооружении России со времён "Холодной войны", в частности отмечая такие как самолёты радиоэлектронной разведки и морского патрулирования.
При этом эксперты американского издания, рассказывая об истории создания самолёта Ил-114-300, отмечают, что это вовсе не новый российский самолёт, а всего лишь "возрождённый" Ил-114. Который, как заявляют авторы, впервые поднялся в небо ещё во временна СССР. Но в силу дезорганизации государства и экономических сложностей, а так же в силу того что производство данного самолёта было размещено в Узбекистане, его производство было приостановлено в силу отсутствия заказов.
Более того авторы отмечают, что Россия решила возобновить производство данного самолёта в 2015 году. И как заявляется, в нем преобладает именно российская авионика, и российские комплектующие. Что по утверждению обозревателей издания, делает данный самолёт более "русифицированным" и максимально приспособленным к использованию в военных целях.
Причём данное утверждение, эксперты американского издания обосновывают тем, что ссылаясь на заявлении главы ОАК, а так же непосредственно на сообщения, датируемых концом 90-х годов КБ" Ильюшина" о том, что на базе Ил-114 будут созданы ряд модификаций предназначенных для сугубо военных целей. В частности таких как морского патрульного самолёта, способного обнаруживать и вести действия против подводных и надводных целей, а так же патрульного самолёта предназначенного для ведения патрулирования территориальных вод и вод экономической зоны. Так же отмечается возможность создания на базе Ил-114-300 самолёта радиотехнической разведки и самолёта для контроля воздушно-тактической обстановки.
При этом надо отметить, что больше всего обеспокоенность у обозревателей американского издания вызывает возможность создания на базе самолёта Ил-114-300, самолёта морского патруля. А именно модификации Ил-114МП. Которая в свою очередь, как утверждают эксперты американского издания, подразумевает под собой возможность размещения противолодочного и противокорабельного вооружения на нем. В частности такого как дозвуковые противокорабельные ракеты Х-35, а так же возможность установки минных заграждений, путём сбрасывания с воздуха мин.
При этом авторы отмечают, что именно вариация создания Ил-114 МП на базе Ил-114-300 вполне вероятнее, так как у России на сегодня уже есть разработанный, и как заявляют эксперты издания, испытанный новейший поисково прицельный комплекс "Касатка", который в совокупности с ракетным и минным вооружением даст возможность нашему самолёту не только успешно обнаруживать надводный и подводные цели, но и успешно нападать на них.
Причём авторы отмечают, что именно возможность таких модификаций на базе Ил-114-300, позволит России заменить устаревшие самолёты специальной авиации, в частности такие как Ил-38 и Ту-142.
Более того, авторы утверждают, что именно появление у России данного самолёта позволит создать и модификацию приспособленную для эксплуатации в Арктике. Что по утверждению авторов, даст России существенное и качественное преимущество на фоне растущего стратегического значения Арктики на международной геополитической арене мира. Что в целом, как заявляют авторы и вызывает обеспокоенность, так как Россия с началом серийного производства данного самолёта получить возможность эффективно снабжать свои военные базы расположенные в Арктике.
При этом авторы выражая свою обеспокоенность, одновременно выражают и свою надежду на то, что данный самолёт возможно и не будет использоваться как в военных целях так и в гражданских. И объясняют свои надежды тем, что пока нет точных подтверждённых данных на "твёрдые заказы" на данный самолёт. Что в свою очередь и вызывает надежду у обозревателей американского издания, который в целом весьма "прозрачно" намекают, что Ил-114-300, может повторить ситуацию с истребители МиГ-35, чьё массовое серийное производство не начинается только из за того, что на него нет элементарного спроса, не только в мире, но и в самой России.
Вот что можно сказать?
Весьма интересную и я бы даже сказал очень противоречивую реакцию мы видим в США.
Почему?
Во-первых, потому, что нам, России, как писал выше данный самолёт на данном этапе развития необходим не в военных целях, а как раз таки в гражданских.
Причём в гражданских целях он сейчас в большей степени необходим России, так как это даёт мощный старт для так называемого импортозамещения самолётов именно на внутренних авиалиниях.
Более того в гражданских целях данный самолёт позволит отладить работы всей производственной цепочки не только в самом процессе создания самолёта, но и в его облуживание по местам его предполагаемых полётов. А это как понимаем новые рабочие места, развитие логистики, создание новой инфраструктуры и прочего связанного с гражданским авиасообщением.
Во-вторых, самолёт Ил-114-300, нужен России в качестве гражданского самолёта в большей степени потому, что он позволит сократить расходы граждан на перелёты и ускорит сам процесс гражданских перевозок. Так как на данный момент в России, по многим, ближнемагистральным направлениям нет прямого авиасообщения. Что как понимаем тормозит экономическое развитие России в целом, а так же делает авиасообщение слишком дорогим для обычных граждан. Которым, в свою очередь, приходится порой летать с пересадками делая большие "крюки" и теряя на этом время и средства.
То есть как понимаем создание самолёта Ил-114-300, а так же начало его серийного производства имеет очень большой приоритет именно в гражданском секторе авиации! И уж только после этого в военном.
Да и в военном плане, характеристики самолёта не позволяют ему заменить ряд самолетов специальной военной авиации, так как ограниченная дальность и время полётов при максимальной загрузке, делает его весьма и весьма, скажем мягко не пригодным для несения военной службы. Если только в качестве лёгкого транспортно-десантного самолёта. И не более того.
Но при этом хочу отметить, что обеспокоенность экспертов американского издания понять можно и даже нужно! Особенно в том плане, что если действительно и как заявляется, на наш Ил-114-300 будет установлена "облегчённая" версия прицельно-навигационного комплекса "Касатка", Россия, как понимаем существенно и качественно усилит свои возможности по осуществлению постоянного патрулирования прибрежных вод, а так же вод сугубо экономической зоны. И причём не только в Арктике, но и везде где у нашей страны есть морские границы.
Причём хочу отметить, что если это в реальности осуществится, и на наш Ил-114-300 установят данный поисково-прицельный комплекс, Россия сможет в короткое время не только увеличить количество самолётов противолодочной авиации, но и в целом начать осуществлять круглосуточное патрулирование своих вод. Что в целом и объясняет выраженную обеспокоенность авторов, так как они понимают, что наличии у России подобных самолётов просто напросто не даст возможности нашим "партнёрам" чувствовать себе в безопасности, особенно в арктических водах. А это как понимаем нас должно только радовать и вызывать улыбку!
В целом же хочу отметить, что реакция в штатах на первый полёт весьма противоречива ещё и тем, что по некоторым данным, на Ил-114-300 уже есть клиенты и как сообщается, его планируется выпустить порядка 100 единиц уже к 2030 году. Что в свою очередь опровергает утверждение о том, что наш самолёт может стать невостребованным на рынке и тем самым подтверждает противоречивость данной реакции.
При этом так же хочу отметить, что вся эта выраженная обеспокоенность в штатах по поводу первого полёта Ил-114-300 связана не с тем, что наша страна может использовать данный самолёт в военных целях. А как раз таки с тем, что она ярко демонстрирует всему миру тот факт, что Россия восстановила своё авиастроение. Что и вызывает у наших "партнёров" обеспокоенность, так как сейчас в США понимают, что им не удалось сдержать Россию в её развитии. А так же в штатах понимают, что появление Ил-114-300 по сути сделает Россию серьёзным конкурентом на международном рынке ближнемагистральных самолётов для всех западных производителей. А конкуренцию, как мы знаем, ух как не любят в США.
И завершении подчеркну, что для нашей страны первый полет Ил-114-300, а так же МС-21 с двигателями ПД-14, знаменует очень важное историческое событие, которое говорит о том, что Россия продолжает активно восстанавливаться и делает это очень успешно. И нам не важно как в США отреагировали, главное тут в том, что мы теперь сможем летать на своих самолётах. А это как не крути приятно понимать и осознавать!