Современная робототехника ассоциируется у большинства людей с японскими и немецкими промышленными манипуляторами и популярными в соцсетях американскими разработками. Если и вспоминается из этой области что-то российское, то, прежде всего, робот Фёдор, который успел слетать в космос и исчез из новостей. Но на самом деле мир отечественной робототехники намного обширнее, и в некоторых направлениях мы вышли на лидирующие позиции. Где именно и каким образом – расскажем в этом специальном выпуске проекта «Время – вперёд!».
Как всё начиналось
Молодёжи трудно в это поверить, но 50 лет назад СССР занимал лидирующие позиции в мировой робототехнике. В начале 70-ых мы были пионерами в создании тех самых промышленных роботов, которые сегодня прочно ассоциируются с т.н. «Индустрией 4.0». Однако в силу разных обстоятельств это направление в нашей стране не получило должного развития, и мы сконцентрировались на том, что позже стали называть «экстремальной робототехникой». Наши машины работали за пределами земной атмосферы, исследовали дальние планеты в условиях сверхнизких температур и космической радиации. Никто не предполагал, что эти наработки вскоре окажутся жизненно необходимыми на Земле.
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В ликвидации её последствий участвовали сотни тысяч человек, но были места, в которые человек из-за сильного радиационного загрязнения попасть не мог. Там было решено задействовать импортных роботов из ФРГ и машины собственного производства. Германские, не рассчитанные на такие дозы радиации, сразу вышли из строя, советские проработали намного больше, но тоже были не идеальны. В кратчайшие сроки была поставлена задача разработать линейку специализированных роботов для ликвидации последствий аварии. Вот тут и пригодились наши космические наработки, в частности, созданный робот СТР-1 базировался на шасси знаменитого советского лунохода и являлся концентрацией самых передовых решений. В целом за год работы новые машины заменили труд нескольких тысяч людей на самых опасных участках и тем самым спасли их жизни. А вместе с этим и предопределили дальнейший вектор развития нашей робототехники.
Новое время
Развал Союза на десятилетия выбил нас из космической гонки, и космос перестал быть локомотивом робототехники. Не стал им и коммерческий сектор, который формировался слишком долго. А вот армия и МЧС раньше прочих начали выбираться из ямы 90-ых и поддержали научную мысль заказами как раз в той сфере, где мы сохранили хорошие наработки – в экстремальной робототехнике.
Уже в 2000-ом году российский робот-разведчик, наследник тех, что работали в Чернобыле, провёл спецоперацию по поиску разбросанных террористами радиоактивных материалов в Грозном на месте бывшего химзавода. Сегодня более современные модификации этой машины стоят на вооружении войск Радиационной, химической и биологической защиты.
Целая линейка робототехнических средств, комплексов и установок российского производства используется сегодня в МЧС. В основном они предназначены для того, чтобы доставить средства тушения пожаров в те места, где человеку находиться опасно.
Ну и, конечно, отдельным направлением развития отрасли стали роботы военного назначения.
Настоящий робот
Военная операция в Сирии стала полигоном для испытания самых разных российских роботизированных систем, о которых страна прежде ничего не слышала, – от миниатюрных разведчиков и среднеразмерных сапёров до внушительных боевых систем типа «Уран-9». Но, пожалуй, наиболее перспективной платформой сегодня является «Маркер», который заставляет совершенно по-новому взглянуть на наше место в мире и ближайшие перспективы.
Голливуд приучил нас к тому, что робот на поле боя – это шагающий человекоподобный монстр, увешанный тяжёлым вооружением. Однако в реальности он был бы самой первой и самой уязвимой целью для огня противника. Поэтому российские конструкторы пошли по пути развития колёсных и гусеничных платформ, лучшей из которых стала платформа «Маркер».
В октябре были проведены испытания, в ходе которых эта машина несла службу по охране космодрома «Восточный» и в автономном режиме патрулировала территорию, докладывая людям о всех подозрительных признаках, которые попадались ей на глаза. Да, именно так – «попадались на глаза», потому что «Маркер» отличается от множества дистанционно-управляемых механизмов в первую очередь тем, что имеет развитую систему машинного зрения. Именно она превращает его из просто платформы на радиоуправлении в полноценного робота, который сам видит окружающее его пространство и принимает решения на основе увиденного. Чуть ранее в ходе других испытаний звено из двух «Маркеров» совершило марш-бросок на 100 км по пересечённой местности в Челябинской области полностью самостоятельно. Оператор лишь задал им конечную точку назначения. Всё остальное – от выбора маршрута, типа и характера движения, до построения трехмерной карты местности – бортовая электроника «Маркера» успешно сделала сама. Зная, что по дороге вероятна встреча с противником, а значит двигаться нужно скрытно, машина в ходе выполнения задачи совершила 20 запусков собственного летающего беспилотника для разведки местности там, где посчитала нужным. Сама.
Итоги этих и других испытаний показывают, что технология, реализованная в «Маркере», уже выводит Россию на абсолютно новый научно-технический уровень в области робототехники. Казалось бы, причём здесь робот Фёдор?
Фёдор жив!
Робот Фёдор является пусть не прямым, но всё же родственником платформы «Маркер», так оба изделия рождены в научно-производственном предприятии «Андроидная техника». Когда «Маркер» только появился на свет и не дорос до сегодняшнего уровня автономности, в сети его презрительно называли «никому не нужным пулемётом на колёсиках». Сегодня специализированная американская пресса пишет о том, что русские обошли Пентагон в этом направлении на круг и увеличивают отрыв. Смеялись поначалу и над роботом Фёдором за его неказистость и кажущуюся бесполезность, даже несмотря на состоявшийся полёт к МКС в 2019 году. Но Фёдор как и «Маркер» являются не конечными изделиями, а платформами для отработки новых технологий. Так, уже сейчас обсуждается, что «Маркер» может дать потомство для чисто гражданских сфер – на его основе могут быть созданы роботы для спасателей и беспилотные грузовики. То же самое касается и Фёдора. Работа над его продолжателем – проектом «Теледроид» – уже ведётся и будет завершена к 2023 году. Известно, что он будет наделён тактильными способностями – его манипуляторы будут контролировать нажатие, соприкосновение с объектом, усилие и перемещение, определять тип поверхности и температуру. Эти технологии также лягут в основу медицинских роботов от НПО «Андроидная техника».
Таким образом вы сами увидели, как эволюционировала отечественная робототехника, и почему мы были вынуждены сконцентрироваться на развитии самых нужных для жизни систем – военных и спасателей. Однако теперь в число заказчиков постепенно возвращается не только космос, но и потребительские сферы. И нам тут тоже есть, что предложить.
Всё впереди!
Постепенно осваивают российские компании и потребительские рынки. Ещё пять лет назад мы рассказывали про компанию «Эйдос», которая произвела фурор на рынке медицинских роботов. Они предназначены для обучения медиков и пугающе похожи на живых людей – по их искусственным жилам течёт искусственная кровь, они «дышат», реагируют на «боль» и помогают человеку отрабатывать самые разные ситуации. За последние годы линейка продуктов «Эйдос» существенно расширилась, и не только за счёт профильной продукции. Теперь выпускает и промышленные роботы-манипуляторы, такие как А-12, которые сама же использует для сварки собственных медицинских каркасов.
У «Андроидной техники» тоже есть свои серийно выпускаемые манипуляторы, да и вообще – промышленных роботов от российских компаний становится всё больше, хотя им ещё пока что и трудно конкурировать с иностранными производителями, но это дело времени.
Отдельно отметим российских логистических роботов от компании Ronavi – такие уже вовсю трудятся на складах «Газпромнефти», ПЭК и других крупных организаций.
Ударными темпами ведётся работа по роботизации сельхозтехники силами российской компании «Когнитивный пилот». Оборудованная их комплексами беспилотного вождения техника трудится на полях всей страны и далеко за её пределами. А в 2022 году впервые будет выпущена опытная серия тракторов «Кировец» в беспилотном варианте.
Таким образом, в направлении «экстремальной робототехники» мы сумели сохранить и нарастить своё глобальное преимущество, в направлении военной робототехники и роботизации сельского хозяйства – обогнать конкурентов, в направлении промышленных и медицинских устройств – хоть и не быстро, но сокращаем отставание.
Грядущая эпоха не оставляет нам выбора – роботы будут всё более востребованы и станут важнейшим фактором международной конкуренции. В ту эпоху мы вступаем с неплохими позициями. А когда мы видим, как увлечены наши дети и молодёжь робототехникой, как регулярно они занимают призовые места на международных состязаниях по этому направлению, наша уверенность в том, что скоро мы снова будем задавать пример всему миру, – только растёт.
…Мы желаем вам доброй и бодрой недели! Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить никакие новинки российских технологий. Вступайте в наши группы и Клуб «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта!