Русские Вести

Проект бронеавтомобиля прапорщика Улятовского


Прапорщик Улятовский и его бронеавтомобиль.

Вскоре после начала Первой мировой войны в России стартовали активные работы по созданию новых бронеавтомобилей. Одними из главных создателей перспективной техники стали специалисты Офицерской стрелковой школы в г. Ораниенбауме. Так, в первой половине 1915 года были представлены новые бронеавтомобили конструкции начальника школы генерал-майора Н.М. Филатова, получившие название «Трехколеска». В дальнейшем сотрудники Офицерской стрелковой школы представили несколько новых броневиков, часть которых строилась серией и использовалась в войсках.

После завершения работ над «Трехколесками» группа специалистов во главе с генералом Филатовым приступила к созданию нового проекта броневика с менее смелым и нестандартным обликом. Тем не менее, эти работы продолжались недолго. Вскоре после их начала выяснилось, что один из сотрудников школы, прапорщик Улятовский, уже разработал интересный и многообещающий проект пулеметного броневика. Было решено отказаться от создания новой машины и сосредоточить усилия на проекте Улятовского.

В своем проекте прапорщик предлагал необычный, но любопытный способ строительства бронеавтомобиля. По мнению Улятовского, базой для машины должно было стать шасси, собранное из деталей поврежденных автомобилей. Таким образом, появлялась возможность использовать не только пригодную к эксплуатации, но и не подлежащую восстановлению технику. В армии и в тылу уже скопилось достаточно большое количество поврежденных и списанных автомобилей, ремонт которых был невозможен. При этом имелась возможность использовать эту технику в качестве источника запчастей. Улятовский предложил применить подобные «ресурсы» при строительстве новых машин.

На шасси, собранном из имеющихся запчастей, следовало установить бронекорпус оригинальной конструкции. Автор проекта старался уменьшить габариты и вес боевой машины, тем самым обеспечив приемлемую подвижность на шоссе и бездорожье. Все это сказалось на внешнем виде и компоновке машины. Примечательно, что желание уменьшить габариты броневика сказалось даже на расположении рабочих мест экипажа.

Из имеющихся неремонтопригодных автомобилей собрали четырехколесное шасси с формулой 4х2. Точные сведения об «источниках» тех или иных запчастей отсутствуют. Вероятно, Улятовский и его коллеги построили шасси из агрегатов машин различных моделей. Таким образом, можно считать, что перспективный броневик построили на базе нестандартного оригинального шасси. Следует вспомнить, что броневики того времени нередко именовались по названию производителя базового шасси. Ввиду отсутствия оного новый проект стали называть по фамилии конструктора.

Из имеющихся материалов следует, что шасси броневика Улятовского имело стандартную для подобной техники тех лет конструкцию. На прямоугольном шасси располагался бензиновый двигатель и ряд вспомогательного оборудования. Ходовая часть имела в своем составе два моста с передними управляемыми и задними ведущими колесами. Зависимая подвеска использовала листовые рессоры. На мостах крепились односкатные колеса со спицами.

Броневик новой модели должен был оснащаться корпусом оригинальной конструкции. Его предлагалось собирать из бронелистов на каркасе из металлических профилей. Листы бронирования толщиной до 5-6 мм следовало закреплять на каркасе при помощи болтов и заклепок. С технологической точки зрения бронекорпус конструкции Улятовского почти не отличался от аналогичных агрегатов другой техники. Главное отличие от иных броневиков заключалось в габаритах корпуса. С целью облегчения машины корпус имел минимально возможные габариты. На сохранившихся фото видно, что броневик заметно ниже, чем стоящие рядом с ним офицеры. Таким образом, общая высота боевой машины не превышала 1,7-1,8 м, что было необычно для бронеавтомобилей времен Первой мировой войны.

Бронекорпус конструкции Улятовского делился на два основных объема: моторный и обитаемый отсек. В последнем располагались объединенные отделение управления и боевое отделение. Какие-либо перегородки в обитаемом отсеке не предусматривались. Более того, компоновка рабочих мест экипажа попросту не позволяла разделить этот отсек на несколько частей.

Двигатель и коробка передач базового шасси защищались броневым капотом, собранным из нескольких броневых листов. Лобовой лист устанавливался с небольшим наклоном назад и имел крупное окно для вентиляции моторного отсека. На окне закреплялась подвижная крышка, которую следовало опускать перед выходом на поле боя. Борта моторного отсека располагались вертикально. В них предусматривались люки для обслуживания двигателя. Сверху силовая установка защищалась крышей из трех сравнительно узких листов: один разместили горизонтально, два – с наклоном.

Задняя часть бортов моторного отсека была сопряжена с расходящимися бортами обитаемого отделения. При этом верхние наклонные листы капота «переходили» в треугольные скулы корпуса. Над крышей капота и треугольными панелями находился крупный смотровой люк для наблюдения за дорогой. Прапорщик Улятовский решил отказаться от «классического» лобового листа, оставив вместо него крупное окно. Для безопасного участия в бою люк следовало закрывать опускаемой крышкой с щелями.

Обитаемая часть бронекорпуса имела оригинальную форму, образованную большим количеством ровных листов. Непосредственно позади капота и передних колес корпус расширялся при помощи скуловых листов, расположенных под углом к оси машины. Далее располагались вертикальные борта, а перед задними колесами предусматривались еще два листа, рассоложенные под углом. Крыша этой части корпуса состояла из четырех листов разных размеров и формы. Она состояла из двух наклонных центральных панелей и четырех боковых листов, установленных с наклоном внутрь.

Броневик Улятовского и офицеры стрелковой школы. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.

Кормовая часть обитаемого отсека была выполнена в виде металлического корпуса, расположенного между задними колесами. По бокам крыши этого агрегата имелись наклонные треугольные панели.

Для доступа внутрь машины были предусмотрены несколько люков. Основной располагался в левом борту, в задней части центрального широкого агрегата корпуса. Кроме того, задний крупный лист крыши был закреплен на петлях и тоже мог использоваться в качестве люка.

Наблюдение за обстановкой предлагалось осуществлять через крупный лобовой люк, небольшие смотровые люки с заслонками в передних наклонных листах крыши, а также при помощи амбразуры в кормовом листе корпуса.

Экипаж броневика Улятовского должен был состоять из трех человек. В передней части обитаемого отделения находилось сиденье водителя с органами управления. Позади него должен был находиться командир. Рабочее место стрелка занимало почти всю свободную часть боевого отделения. Автор проекта решил использовать нестандартное расположение пулеметчика, которое позволяло уменьшить размеры корпуса. Стрелок должен был располагаться лежа, при этом его голова находилась в кормовом «коробе» корпуса. Несмотря на некоторое неудобство, это позволило значительно снизить общую высоту машины.

Изначально вооружение перспективного бронеавтомобиля состояло из одного пулемета «Максим». Это оружие следовало устанавливать в амбразуре кормового листа, позволявшей обстреливать цели в задней полусфере. Как и многие другие броневики того времени, боевая машина конструкции Улятовского должна была выходить на поле боя задним ходом. Таким образом, расположение пулемета полностью соответствовало особенностям планируемой эксплуатации машины.

Новый броневик получился достаточно компактным и легким. Точные габариты и вес неизвестны, но можно предположить, что общая высота машины не превышала 1,7-1,8 м, максимальная ширина корпуса находилась в пределах 1,5-1,6 м, а длина примерно равнялась 3,5 м. Боевую массу броневика можно оценить в 1,5-2 т.

Сборка первого и единственного бронеавтомобиля конструкции прапорщика Улятовского началась в первых месяцах 1916 г. Работы начались с изготовления базового шасси, которое строилось из имеющихся запчастей от непригодных для восстановления машин. Далее был изготовлен каркас, на котором смонтировали бронелисты нужных форм и размеров. Сборка опытной бронемашины завершилась в середине того же года. Вскоре броневик вышел на испытания.

К сожалению, какая-либо информация об испытаниях и характеристиках бронемашины Улятовского отсутствует. Можно только пытаться оценить параметры этого броневика, пользуясь имеющимися отрывочными данными. Тем не менее, известно, что имеющееся пулеметное вооружение не устроило руководство Офицерской стрелковой школы и, вероятно, потенциального заказчика в лице военного ведомства.

Броневик Улятовского и офицеры стрелковой школы. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.

По результатам испытаний было решено изменить состав вооружения машины. Вместо единственного пулемета, который не обеспечивал требуемую огневую мощь, броневик предлагалось оснастить артиллерийским орудием. В качестве нового вооружения следовало использовать 76-мм противоштурмовую пушку обр. 1910 года. В некоторых источниках упоминается установка других орудий, однако эти сведения, по всей видимости, не соответствуют действительности.

Из-за использования нового оружия пришлось внести некоторые доработки в конструкцию. Так, изменилась кормовая часть корпуса, прежде всего лист с амбразурой. Кроме того, появились механизмы для крепления пушки. Наконец, под днищем корпуса предложили установить опускаемый сошник, при помощи которого отдача сравнительно мощного оружия должна была передаваться на грунт. Сошник заимствовали у пушечной версии «Трехколески» Филатова. В результате всех этих доработок боевая масса броневика заметно выросла и составила 3 т.

Когда, как и с какими результатами прошел испытания пушечный вариант броневика Улятовского – неизвестно. Более того, последние упоминания этой машины связаны именно с установкой нового вооружения. Сведения о дальнейшей судьбе этого бронеавтомобиля отсутствуют. Возможно, пушечная боевая машина успешно прошла испытания и была рекомендована к отправке в войска. Кроме того, нельзя исключать, что она не справилась с испытаниями, из-за чего от нее отказались.

Сведения о бронеавтомобиле прапорщика Улятовского после установки пушки отсутствуют. Также неизвестно, участвовала ли эта машина в боях и с какими результатами. Под вопросом и конец службы этого броневика. По всей видимости, в определенный момент машина лишилась бронирования и вооружения, но даже примерные сроки этого установить не удалось.

Параллельно с броневиком Улятовского специалисты Офицерской стрелковой школы разрабатывали и строили военную технику некоторых других типов. Часть этих машин добралась до фронта и успела поучаствовать в боях с теми или иными результатами. Кроме того, другим машинам, таким как «Трехколески» Филатова, удалось остаться в истории отечественной бронетехники. Проекту прапорщика Улятовского повезло гораздо меньше. Большую часть сведений о нем история не сохранила.

По материалам:

http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000 

Кирилл Рябов 

Источник: topwar.ru