В ЦАГИ разрабатывается уникальное транспортное средство – гибрид судна на воздушной подушке, балонетного гидросамолета и экраноплана. Идея, бесспорно, здравая: такое судно в состоянии обеспечить круглогодичное движение по магистральным рекам, коих в удаленных регионах страны больше, чем приличных дорог.
В дело пойдут и все поселковые, районные взлетно-посадочные полосы, как грунтовые, так и асфальтовые или бетонные, благо подавляющее число местного населения живет вдоль рек.
Как говорят разработчики, работа над новым проектом началась с аналитики: какой из типов амфибийных аппаратов наиболее пригоден для заданных условий круглогодичной эксплуатации. Выбор пал на экраноплан с шасси на воздушной подушке. Планируется создание целой линейки таких судов разной вместимости, на 20, 50 и 100 пассажиров, а также двухместного учебно-тренировочного прототипа. Возможно, что двухместная машина даст начало разработке индивидуального экранотранспорта, на который наверняка будет спрос. Однако разработчики вслух об этом не говорят.
"Фишка конструкции – шасси из двух расположенных вдоль фюзеляжа надувных баллонов, носового фартука и кормового отклоняемого щитка"
Фишка предлагаемой конструкции – шасси, состоящее из двух расположенных вдоль фюзеляжа надувных баллонов, носового ограждения в виде фартука и кормового отклоняемого щитка. То есть в таком виде аппарат может спокойно передвигаться в режиме СВП, управляясь воздушными рулями, причем как по воде, так и по ровной твердой поверхности. Крыло малого удлинения с поплавками на концах консолей, имеющими гидродинамические обводы, обеспечит остойчивость при взлете и посадке.
Пока планируется два цикла экспериментальных исследований: в аэродинамической трубе и опытовом бассейне, для получения соответственно аэродинамических и гидродинамических характеристик модели летательного аппарата на режимах взлета–посадки и движения вблизи экрана. Испытания будут проводиться как с действующей нагнетательной установкой, так и без нее, а также с работающими и не работающими движителями.
По данным ЦАГИ, основной вариант воздушного судна рассчитывается на 20 пассажиров. Его длина составит около 20 метров, размах крыла 11 метров, вес 10 тонн. Для комфортного размещения пассажиров или лежачих мест в санитарном варианте оптимальной сочтена прямоугольная форма сечения фюзеляжа. Скорость экраноплана в интересах безопасности не будет превышать 200 км/ч.
Проблема транспортного сообщения в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке обсуждается с тех пор, как она возникла, то есть с развала Союза. И в лучшие времена СССР сообщение было то еще, но оно все-таки было – старались и малая авиация, и речной флот, кое-где регулярно курсировали даже гусеничные вездеходы. С той поры имеем только красивые истории о том, как там будет шоколадно, когда создадут очередной чудо-самолет или цепеллин широкого применения. Очень хочется верить, что проект, о котором речь, не пополнит «Сборник сибирских сказок XXI века», а станет реальностью. Все предпосылки есть.
Арсений Гришин