Сложно сказать, это выросло и до командных должностей добралось поколение, запоем смотревшее первые фантастические фильмы "про хакеров" или рекламщики производителей гаджетов таки своего добились, но очень похоже на то, что идея абсолютности цифрового мира стала восприниматься американскими военными как вполне реальная.
Это выглядит особенно забавно на фоне многочисленных отчетов о серьезных проблемах с материально-технической частью. Например, в американском флоте. Командующие разных уровней сетуют на техническую изношенность боевых единиц флота, сложности с ремонтом, трудности обслуживания, чрезвычайно высокую нагрузку на экипажи. А итоги попыток создания абсолютного оружия "нового поколения, отражающего вызовы XXI века, пока, мягко скажем, не впечатляют.
Абсолютным провалом оказались как новейшие суда литоральной зоны (LCS) так и широко разрекламированные эсминцы типа Zumvalt, ставшие в итоге самыми дорогими в мире "концептуальными демонстраторами" фактически сразу после передачи флоту.
Впрочем, с личным составом в американских ВМС дела тоже обстоят далеко от удовлетворительного. Расследование причин столкновения эсминца "Фицджеральд" с гражданским судном высветило зияющие проблемы как с организацией службы моряков, так и с уровнем их профессиональной подготовки. При всем высокотехнологичном оснащении центрального поста, вахта так и не смогла определить курсы и скорости соседних кораблей. Более того, эсминец от полного утопления фактически спас опытный боцман, взявший на себя руководство борьбой за живучесть и полностью игнорировавший откровенно неквалифицированные приказы старшего офицера.
И что делает Пентагон в этих условиях для повышения боеспособности? Собирает хакеров! В Сиэтле 21-23 сентября он организовал конкурс HACKtheCHINE нацеленный на поиск и поддержание идей в области электронного взлома боевых кораблей. Открывая мероприятие главный инженер ВМC и командующий управления NAVSEA (Командование кораблестроения и вооружения американского флота) контр-адмирал Лорин Селби сформулировал задачу просто. Мол, раньше сила флота определялась быстроходностью и огневой мощью кораблей. Сегодня машины, пушки и ракеты управляются компьютерами. Если найти способ сделать софт более гибким, более быстрым и надежным, то мы добьемся победы без вступления в непосредственный огневой бой.
Одним из интересующих флот направлений является автоматизация судовождения до уровня, вмешательства человека практически не требующего. Идеальное ПО должно самостоятельно через сенсоры определять окружающую обстановку и принимать решение на выполнение наиболее оптимального вида маневра. Очень похоже на концепцию полностью автономного автопилота, с которой сегодня экспериментирует автомобильная промышленность. Считается, что таким образом получиться сократить численность экипажей, а значит, уже остро стоящий перед командованием дефицит кадров.
Вторая часть конкурса посвящалась поиску возможностей взлома корабельных систем для их использования в собственных целях. От блокирования работы (например, отключения электроснабжения бортового оборудования, выдавать ложные данные об окружающей обстановке или параметрах движения судна) до использования оружия по ложным или дружественным целям (к примеру, заставить собственную артустановку корабля открыть огонь по соседнему кораблю ордера или осуществить нештатный пуск бортовых ракет). Соревнования хакеров проводились на платформе TRUID, по своему устройству чрезвычайно близко имитирующей реальную кибернетическую систему управления кораблями и их соединениями в ВМС США.
Официально говорилось, что это лишь для упреждающего выявления в ней потенциальных уязвимостей. Неофициально не исключалось использование алгоритмических наработок для проникновения в системы кораблей потенциальных противников. Правда, как именно, учитывая различия в принципах организации систем и процессов, организаторы не уточняли.
Однако сразу отмечалось, что победители, помимо обычных денежных призов, имеют перспективу получения государственных грантов для углубления "удачных" исследований, начать карьеру в военно-морском флоте США или заключить контракты с оборонными подрядчиками.
Над всем этим можно бы было посмеяться, если не знать, что одним из организаторов HACKtheMachine является компания Fathom Five, учрежденная бывшим директором Центра кибербезопасности в Высшей школе ВМС США Зак Стейплз. Вряд ли кому-то надо объяснять, как устроена и как функционирует американская система корпоративного лоббирования.
Так что про корабельные автопилоты это они совершенно серьезно. Не справляясь с другими способами поддержания высокой ударной мощи Флота в современных условиях, Пентагон совершенно серьезно делает ставку на хакеров. В конце концов, если в фильмах про Звездные войны или какой-нибудь Звездный путь дистанционно перехватывать управление чужими звездолетами можно, то почему реальными кораблями в реальной жизни нельзя? Всего и нужно, собрать хакеров и дать им денег. Во всяком случае, американские адмиралы в это верят.
Александр Запольскис