.... двигателе, конечно же, мы и поговорим сегодня. А вы что подумали? Впрочем, давайте обо всём по порядку. Рассмотрим два объекта, находящихся почти в разных концах земного шара.
Благодаря знакомым попало в руки замечательное кино.
Настоятельно рекомендую просмотреть его полностью.
Как будто погружаешься в другой мир, и открываешь для себя массу полезных вещей. Это всего лишь главная торговая улица Сан-Франциско в 1906 году. Когда-то написал статью о беспроводных трамваях, и вызвал шквал эмоций читателей, как далёких, так и не совсем далёких от этой темы. И даже некоторые убедили меня, что это или канатная дорога, или питание подходит к трамваю через третий рельс, расположенный посередине. На видео его хорошо заметно.
Ну а теперь, при просмотре ролика, зафиксируйте два момента: а) протяженность пути (около 5 км), и б) сколько таких вот одинаковых трамваев проехало за время съёмки по встречке. Канатная дорога отпадает сразу, т.к. трамваи по встречке идут на разных расстояниях, а бывает, что идут почти как состав, очень близко друг к другу. Да и есть фото от 1906 года, после землетрясения. Хорошо видно обычные шпалы без ям посередине.
А если бы по рельсам шел постоянный ток, какой мощности он должен был быть, чтобы тянуть такое количество трамваев?
При средней мощности трамвая 50 кВт, их количестве на линии 20 шт и условном питающем напряжении 50 В ток в рельсах составил бы 20 кА (!). При сопротивлении трамвайного рельса 190 Ом/км (без учёта стыков), при таком токе он бы раскалился добела. Это нонсенс и схема питания была какой-то другой. А трамваев явно не 20, а гораздо больше. Отбросим сразу же версии с аккумуляторами, третий рельс делали явно не для этого. Если вглядеться в ролик более внимательно, то видно, что трамвайную линию пересекают обычные троллейбусы с классическим токосъёмником. И по всей линии едут трамваи только одного типа, похожие как близнецы-братья. Что, эта линия служила только для перевозки пассажиров в одном направлении? Может быть.
Попробуйте, прежде чем читать дальше, разглядеть в ролике секрет этих трамваев, он там есть (спойлер - это не беспроводные столбы, хотя их там тоже много).
Ну а мы перенесемся в Россию, в подмосковье начала 20 века, и рассмотрим новую вводную. Наверное, многие знакомы с Мытищенской водной системой, материала по ней в сети опубликовано достаточно много. С 19 века эта инженерная сеть снабжала Москву водой. Начиналась она на водозаборе в Мытищах, а заканчивалась разветвлённой водопроводной сетью в самой Москве. Данную сеть несколько раз модернизировали и умощняли в связи с возрастающей потребностью города в воде. Одно из водоподъёмных зданий приведено на фото от конца 19 века.
Очень странная труба у этой с позволения сказать котельной. Для чего надо было скрещивать культовое сооружение с жирафом? Отсутствуют дымовые каналы от здания к трубе, а также сам дым. И сколько не ищите старых фото, дыма из этой трубы вы не увидите никогда. Вообще. Собственно, аналогичное творение уже рассматривали здесь. Но сейчас мы слегка обозначим детали. Сохранилась схема Мытищенской водоподъёмной системы в части расположения основных зданий и сооружений.
С какого ракурса снимали это фото, если это какое-то из машинных зданий, либо №1 по схеме, либо №3? Глянем на спутниковую съёмку.
Сомнений нет - это машинное здание №1, фотограф стоял на месте, где шестиугольник. Только машинного здания №3 еще нет. Очевидно, его выстроили позже, для повышения производительности системы. Не исключено, что между этими зданиями разница в возрасте более 50 лет (если учесть Франко-Прусскую войну и опустение всех городов). Да и сам павильон №1 ныне пристроен в северо-восточную сторону. Есть более поздние фото.
Видно, что уже появилось машинное здание №3 со своей трубой, и справа виднеется здание №5, обозначенное на схеме как электрическая станция.
Вот это место более крупнее. Горизонтального участка дымохода, как ни странно, нет. Очевидно, он под землёй. В официальных источниках говорится, что электричество вырабатывалось благодаря той же энергии пара, которая подавала воду по назначению и которая вырабатывалась на паровых котлах. Вот здание этой электростанции, которое со временем почти не изменилось.
Скорее всего, здесь стояли обычные паровые двигатели, на которые подавался пар, вырабатываемый в другом помещении. Эти двигатели обычным способом вырабатывали на генераторах обычное трёхфазное напряжение. Никакой мистики. А где вырабатывался пар? Ну наверное, там, где и дымовая труба, судя по логике вещей.
Это только насосы, и то, их местоположение уже не идентифицировать. Какая сила вращает колёса в левой части фото? Пол в помещении находится достаточно низко, судя по наружным фото, он ниже отметки грунта. Значит, генератор пара и двигатель находятся в соседнем помещении. Но увы, нет ни одного фото такого парогенератора или двигателя. Может, есть по другим точкам Мытищенской водной системы?
Это Алексеевское водоподъёмное здание, составная часть данной инженерной сети, да и внешне они во многом схожи с аналогичными узлами в Мытищах. А что у него внутри?
Мощь, конечно, запредельная, но это тоже не парогенератор. Какая сила вращает колесо справа? Очевидно, здесь всё же был подвал, и колесо вращал вал, идущий оттуда. А что же было там, в подвале? Никаких фото также нет. И не ищите, на общем доступе нет нигде и никаких фото, на которых может быть запечатлено любое устройство, которое хоть как-то убедительно выдаёт себя за генератор пара при такой недымящей квазидымовой трубе. Что-то похожее нашлось (в самом конце статьи), но это очень случайно и не даёт ответов на многие вопросы. Это всё безнадёжно упрятано или даже уничтожено, как и система питания двигателя того самого трамвая, что на главном фото. Но всё ли так безнадёжно? Смотрим план водопровода, и отметим два участка, которые нам надо рассмотреть подробно. Это Мытищинская и Алексеевская станции соответственно.
Попробуем реконструировать северный выделенный участок на современной спутниковой съёмке.
Для этого нанесём в глазомерном масштабе линии старого водопровода со схемы на спутниковое фото. Большого труда для этого не надо, дорожки в месте закладки старого водопровода в большинстве сохранились до сих пор. Ну и начинаются странные совпадения. Если приблизить спутниковую съёмку и проследить линию старого водопровода до машинных зданий, то выясняется, что квазидымовые трубы стояли если не на самом старом водопроводе, то очень близко от него. На другом участке старого водопровода аналогично расположен храм иконы Божией Матери Владимирская, по странному стечению обстоятельств построенный в нынешнем виде практически одновременно со старым водопроводом, в 1814 году (!), когда Москва была вроде как разрушена войной. Интересная цитата есть в первоисточнике:
"После строительства первого Московского водопровода в 1804 году каждый год 1 августа (по старому стилю) от храма Владимирской иконы Божией Матери к Святому (Громовому) ключу, от которого начинался водопровод, направлялся крестный ход, и там, у часовни (несохранившейся) совершался водосвятный молебен.".
Комментарии здесь не требуются. Давайте сейчас не будем подвергать анализу датировку, посколько это очень условно, а вот Святой Громов ключ - это уже интересно. Это и есть видимо тот самый конечный пункт, куда уходил тупиковый участок старого водопровода восточнее храма. И видимо, этот источник не справлялся с обеспечением нужной производительности системы, и дополнительно были введены колодцы в районе тех самых машинных залов №1 и №3, но старая труба продолжала использоваться.
Трудно себе представить Ярославское шоссе в таком виде ещё буквально сто лет назад, но водопровод, подходящий к храму, виден очень хорошо. Вал грунта справа чётко указывает на наличие труб под ним. Кто видел когда-нибудь нефтепроводы, стразу поймёт, что здесь находится объект трубопроводного транспорта. Но видимо, сечения этих труб не хватало, и были зарыты новые трубы, причём в обход села Большие Мытищи. На перекрёстке того Ярославского шоссе и трубопровода тоже имелся храм, который до настоящего времени не сохранился. Уже в начале 21 века в шаговой доступности от этого места выстроили новый храм Николы на Дружбе. И как ни странно, расстояние между машинным залом и этими храмами было одинаковым. Случайно ли? Давайте посмотрим а что получается с Алексеевской станцией.
Это её официальная схема на конец 19 века. Всё вроде бы ясно, но где на ней подходил старый водопровод? Два новых диаметром 24 дюйма со стороны Мытищ идут в одном створе, один из них проходит возле дымовой трубы. На территории станции они разделяются и подходят к резервуару. Но где же мог подходить старый водопровод? Если принять за основу, что улицы образовались в том месте, где были закопаны трубы, получаем следующую картину.
И снова по странному стечению обстоятельств в месте старого водопровода случайно оказался храм Живоначальной Троицы. В 20 веке он был наполовину разрушен, но ныне восстановлен и продолжает функционировать. Что про него можно сказать примечательного? Ну, наверное, то, что храм официально входил в комплекс зданий приюта Бахрушиных.
Но и водоподъёмное здание, и храм, и здания приюта выстроены одним архитектором Гиппиусом в 19 веке. Что бы это значило? А скорее всего то, что здания приюта Бахрушиных когда-то были зданиями Мытищенского водопровода. Они и на вид совершенно не похожи на жилые и общественные здания того времени. После какой-то модернизации, а скорее всего после ввода новой более призводительной линии водопровода, эти здания утратили назначение, и их перепрофилировали под приют. Ну и освятили храм (а как же без него).
Ну и, наверное, хватит рассказывать вторую вводную про водопровод. Какая ж сила гнала в нём воду аж с первых послевоенных лет Отечественной войны? А теперь сыграем в игру "где логика" и попробуем найти связующее звено между трамваем и водопроводом в разных концах света. Сложно? Возвращаемся к ролику про трамваи, точнее, к его концу, и видим следующее.
Рельсы приходят в тупик и упираются в маленькое неприметное сооружение с колоннами и вазами на них. И если отмотать чуть чуть назад и посмотреть в перспективе, то
Упс... И на часовне, и на трамвае стояли вазочки с непонятным веществом, причем на одной высотной отметке. Ещё одно совпадение? Конечно же, нет. И где же тут сходство с водопроводом? Наверное, уже до всех дошло, что и там, и там в земле или на земле идут железные проводники. Только в случае с трамваем это рельсы, а в случае с водопроводом это трубы. До сих пор ещё не верите в существование вечных двигателей чуть более ста лет назад? Тогда вперед, в матчасть.
Как известно, трамвайные колёса, расположенные на одной оси, технически очень трудно изолировать друг от друга. В процессе эксплуатации качество этой изоляции со временем значительно бы ухудшилось. Ну и наверное, наиболее разумным решением в данном вопросе было создание третьего рельса. Вот только что на эти рельсы подавать? Представим некую схему.
Допустим, металлосвязь часовни со стороны выхода на рельсы делает разрыв и соединяется с одной стороны на центральный рельс, с другой на боковые. Если внизу купола наводился некий ток, то он проходил через трамвай по синему проводнику. Таким образом, в часовне создаются некие вынесенные колонны в виде каждого трамвая, или по две колонны с вазами на трамвай. Ток, протекая по синему проводнику, наводил в этих вазах некое поле, которое в свою очередь, создавало ток во вторичном, зелёном проводнике. Напрашивается аналогия с вакуумным триодом или транзистором, где в качестве источника питания используется атмосферный ресурс. Возможно ли такое в принципе? Ну если трамваи ездили, то наверное это было возможно, а раз такие схемы электропитания трамваев поголовно исчезли за каких то 10 лет по всему миру, то это вообще самый верный индикатор правильности рассуждений. Но что у нас тогда подавалось по рельсовой цепи? Как видим, путь трамвая, хоть и по прямой, был очень длинный. Выдержать на этом пути идеальную вертикальную планировку нельзя по определению. Но, при появлении обычной лужи в любом месте между рельсами, трамваи как минимум встали бы сразу, если в рельсах был обычный электрический ток. Этот вариант отпадает. Что же там было? Собственно, ответ снова даёт этимология. Почему у нас до сих пор в ходу термин "электрический ток"? Была же когда-то и "сила тока", но почему-то она уже исчезла практически отовсюду. А вот электрический ток присутствует. Он что, может быть не только электрическим? Может, как мы видим. Давно уже пора реанимировать термин "магнитный ток", он же эфирный ток, он же магнетизм, он же холодное электричество. Отрицать его существование по меньшей мере глупо. Условием протекания этого тока является наилучшая магнитная проницаемость материалов. И этому току совершенно не страшны лужи, сырой грунт вокруг и прочие нежелательные проявления, не ухудшающие магнитную проницаемость проводников. Расстояние, на которое этот ток можно передать - насколько хватит железа на конструкции, хоть на рельсы, хоть на трубы. А что же было в зелёном проводнике? Да всё просто. Представьте, что толстый проводник на краях трамвая, обведенный зелёным, ситуативно оказался в эпицентре эфирной воронки, создаваемой вазочками на крыше трамвая. Ну а дальше всё в соответствии с правилом буравчика, и обычный коллекторный двигатель справлялся с тягой очень хорошо.
Неужели такая маленькая часовня могла создать магнитный ток для такого количества трамваев? Конечно же, нет. Часовня эта связана металлосвязями с башней, которую хорошо видно на переднем плане в ролике. Это место знаменитой выставки-ярмарки. Трамваи делались одновременно с этой башней и для этой башни, чтобы обеспечить к ней приток народа. В то время это было очень распространено (почитайте про луна-парки и прочие масштабные увеселительные заведения). И даже трамваи эти были бесплатные. Как видим, в ролике наш трамвайный путь пересекают обычные троллейбусы с токосъёмниками, используемыми и сейчас. Всё логично. Как только по мановению чьей то руки исчезли выставки (были на то причины), исчезли и подобные трамваи к ним, а троллейбусы остались. Как ни странно, за короткий промежуток времени сгорели луна-парки, все муниципальные учреждения по всему миру перешли на газ или коллективное электричество, а Российская Империя со своими заводами и храмами исчезла вообще. Интересное совпадение. Впрочем, мы отвлеклись. Переходим к водопроводу.
Здесь всё совершенно аналогично, разве что потребитель энергии не мобильный. Вазочки с непонятным веществом находились в специальных местах - тайниках. А в той самой угловой пристройке, похожей на храм, собственно и находился парогенератор. Русские люди как всегда применили смекалку и не стали заморачиваться в сложности преобразования электроэнергии, превратив её в пар. Далее этим паром можно было приводить в движение насосы, отапливать помещения и даже путём обратного преобразования получить три фазы. Отмотайте текст назад и посмотрите на здание электростанции в Мытищах. Неспроста там бюст Вождя. "Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация России" - обдумайте теперь эту фразу с учётом вышеизложенного. Комментировать, наверное, не надо, налицо полный регресс. А что касается дымовых труб, то это и есть те самые выносные колонны храма, которые трубами под землёй соединяются с самим храмом. Как видите, почти как в трамвае, только масштабы не те. Эти трубы ставили скорее всего при увеличении мощности устройства. Парогенераторы находились внутри этих труб, и уже оттуда пар по подземным трубопроводам шел в цеха. Неспроста же они больше напоминали часовни с удлиннённой шеей. Храмы, как мы видим, располагались на всей линии водопровода с определенным шагом и несли сугубо унитарные функции.Ну и сразу же вопрос - когда в этих храмах появилась религия? Особенно поражает текст про крестные ходы на храме в Мытищах (см.выше). Допускаю такую мысль, что в стране в то время был узкий круг инженеров, который знал что к чему и особо не распространялся об этом. Ещё больше допускаю, что большинство этих инженеров были иностранцами. А прочее население было настолько тёмным, что обожествляло это всё весте с инженерами и водопроводом. И может быть даже, называла храмы в честь каких-то святых (хотя упорно посещает мысль, что назвали их так не раньше конца 19 века). Ну и понятное дело, пришедшим большевикам было грех не воспользоваться таким положением дел при исполнении заказа от тех, кто в другой части мира рушил выставки.
Многие читатели наверное думают, что эти два случая являются частным совпадением или даже натягиванием случайных фактов на глобус. Давайте посмотрим.
Вот здесь описана аналогичная система отопления зданий детского госпиталя города Аделаида в Австралии в конце 19 века. Именно благодаря ей работали бестопливные камины-рефлекторы и освещение зданий. В госпитале была реализована двухуровневая система энергоснабжения от двух купольных установок, находящихся на разных зданиях и на разной высоте. Вместо подземных проводников объединение металлосвязей каждого здания в общую сеть производилось с помощью металлических ригелей, скрытых под террасы или балконы. Для включения того или иного устройства было необходимо надеть специальную насадку на фальш-дымовую трубу, что было вполне не сложно. В отдельных случаях мощность нагрузки регулировалась количеством таких насадок на дымовой трубе. В первой половине 20 века данное здание было полностью переведено на газовое снабжение, через какое-то время оно было снесено полностью.
Вот здесь описана система Муромского городского водопровода. Масштабы, конечно же, не те, принцип действия абсолютно одинаков. Вода из водоподъёмного здания поднималась в гору, где транзитом проходила через деревянное здание администрации водопровода с часовней. Уровень крыши часовни совпадал с уровнем верха трубы, из которой никогда за всю историю не выходил дым. Водопровод с момента постройки в 1860 году и вплоть до закрытия под предлогом антисанитарии обеспечивал водой весь город без взимания какой-либо платы от населения. После закрытия водопровода деревянное здание наверху приспособлено под увеселительное заведение, а в послевоенное время оно по неизвестной причине сгорело дотла. Кирпичное здание с трубой стоит до сих пор. Трубу неоднократно пытались снести, причём уже в наше время. Из-за высокой прочности материала работы по сносу прекращались.
На этом фото описана система электропитания Бердянского маяка. Данный маяк возник на берегу Азовского моря в связи с опасностями морского хода на данном участке. Маяк впервые в России использовал новое техническое решение, а именно электрические вращающиеся фонари. Электроснабжение маяка проводилось от паровых двигателей. Сам пар вырабатывался в стоящей рядом котельной. Занимательно то, что вместо храма здесь использовалась сама башня маяка, которая имела тайники для закладки специального вещества. Металлосвязи башни маяка имели сообщение с металлосвязями здания, а также металлосвязями котельной. Не исключено, что башня маяка имела два уровня тайников, и с их помощью могла осуществлять энергоснабжение как с помощью котельной, так и без неё. В настоящее время верхушка башни маяка демонтирована до середины первого сверху окна, крыша здания маяка заменена на бетонную, труба котельной снесена полностью.
Наверное, хватит примеров по этой теме, при желании любой житель крупного и не очень крупного города, заставшего 19 век, может найти их и у себя. Наверное, любопытные уже обратили внимание, что верхушка квазидымовых труб всегда соответствует отметке не самого верха храмового сооружения, а первого уровня тайников. Почему? Хороший вопрос. Что-то сразу же ассоциируется с сообщающимися сосудами. Здесь уже надо изучать более углублённо. Одно только можно сказать вполне определенно - если в каком-то городе встретите непонятную трубу, то ищите трубы в земле, и куда они ведут. И привести они должны к храму. Собственно, вот он, вечный двигатель. Всё остальное уже детали.
П.С. Уважаемые скептики, сомневающиеся в устройствах трамваев, вы делаете очень полезный труд. Но в данном случае специально для вас прилагаю вот это фото.
Это тоже Сан-Франциско, только после землетрясения 1906 года. Специально для вас увеличил одно место. Тот факт, что эти рельсы были для трёх колёс, а не для тросов и не для обычного электричества, лично для меня сомнения не вызывает. Попробуйте представить, как бы вёл себя трос в ложбине, которая спереди, если на вершинах горок было бы по трамваю. Я всё понимаю, но факты - вещь тупая. Продолжайте критиковать.