Русские Вести

Новый ужас Запада: Русский "Северный полюс"


Полярников на самолёте на этот "Северный полюс" не высадишь. Но зато и ледокольными пароходами, как экспедицию Папанина, их оттуда снимать не придётся. Он сам ледокол. Не будет, подобно льдине, раскалываться при дрейфе в тёплых водах.

Впрочем, начнём с красоты.

"Самым уродливым кораблём, который мы только видели", уже назвал только что спущенное на воду новое русское арктическое исследовательское судно автор американского онлайн-таблоида "Драйв" (The Drive).

Человек знает толк в прекрасном, надо полагать…

Мирное судно в рубрике "Зона войны"

Нет, так-то Томас Ньюдик (Thomas Newdick) автор грамотный. Пишет, правда, в основном о самолётах, но – понимает. Конечно, как того требует его варварская лира типичного западного колумниста, Америка хороша, а Россия агрессивна. Даже когда в его заметках "агрессоры F-35s, F-16 устроили впечатляющую "слоновью прогулку" на Аляске", а "транспортный самолёт Ил-114 предназначен для выполнения специальных военных задач". Но слюною, надо признать, не брызжет. Когда он пишет, что "крылатая ракета Советского Союза "Буря" была малоизвестным монстром холодной войны", ну да, она и была монстром: первая в мире сверхзвуковая межконтинентальная, 95 тонн стартовая масса, масса маршевой ступени – 33 тонны, масса боевой части – 2,35 тонны. И она действительно конкурировала с ранними МБР во время холодной войны.

В общем, стоит посмотреть, с чего это он мирную самоходную платформу для полярников, создаваемую по заказу Росгидромета, поместил в "Зону войны", да ещё и назвал уродливой чисто утилитарную форму судна, чтобы во льду его не раздавило, как "Челюскин".  

Итак, "в рамках постоянно растущего внимания страны к Арктическому региону Россия спустила на воду новое арктическое исследовательское судно, получившее название "Северный полюс". Корабль проекта 00903 описывается как "ледостойкая самоходная платформа" и предназначен для дрейфа по водам замёрзшего Севера, проведения геологических, гидроакустических, геофизических и океанографических исследований".

Вроде всё верно. Но дальше протираем глаза: "Это тоже далеко не красиво" ("It is also far from pretty"). Чего?

Отчётливо яйцевидный корпус судна, построенный из специальной высокопрочной стали, вытекает из его требования иметь дело с лёгким льдом, двигаясь со скоростью около 10 узлов. Этот корабль, однако, не ледокол, и его усиленный корпус спроектирован так, чтобы лучше справляться со льдом, а не бороздить его. Вместо этого его общая конструкция была оптимизирована для выносливости и автономности,

– признаёт Том прагматичные устремления авторов проекта русского судна.

И дальше всё верно: "Судно было построено по заказу для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, более известной как Росгидромет, по заявленной стоимости в 100 миллионов долларов. Он проводится в рамках совместного проекта Росгидромета и российского Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Имея 276 футов в длину и 74 фута в ширину и водоизмещение 10 225 тонн, "Северный полюс" должен стать первым в своём роде судном, которое будет постоянно базироваться в высокой Арктике".

Фига в кармане есть, но о-очень маленькая

Ранее Россия, а до этого Советский Союз использовали дрейфующие ледовые станции для поддержки арктических исследовательских групп, пишет автор. Они были построены на естественных ледяных пакетах или фрагментах ледника. Начиная с 1937 года было проведено в общей сложности 40 экспедиций.

А, вот! "Одна из таких ледовых станций принесла американскому разведывательному сообществу редкую удачу, когда в мае 1962 года они исследовали заброшенную советскую исследовательскую станцию высоко в Арктике".

Но перехода к великой шпиономании так и не произошло:

Однако последствия глобального изменения климата с начала 2000-х годов означают, что такие станции больше не являются практичным предложением, поскольку надёжный лёд становится всё труднее найти.

И теперь Россия обратилась к "ледостойкой самоходной платформе", или проекту 00903, которая сможет выйти в Арктический регион самостоятельно или с помощью ледокола, прежде чем начать свою "автономную" миссию. В этом случае автономия означает возможность работать независимо от пополнения запасов в течение длительного периода времени, что "позволяет исследователям изучать Арктический регион до двух лет подряд, не причаливая в порту".

Но нет, без агрессивной России в США обойтись нельзя: "Есть определённые потенциальные военные приложения к тому типу исследований, которые, предположительно, будут проводиться на Северном полюсе. Подводные исследования Арктического региона, например, могли бы помочь получить ценную информацию в поддержку активизации деятельности российского флота как над водой, так и под водой… Уже сейчас российские военные активно наращивают свои возможности в регионе, включая передовые оперативные пункты, чтобы потенциально защитить тысячи миль береговой линии с моря, суши и воздуха".

Но ведь это всего лишь логично, не так ли?

Да, признаёт Ньюдик, "исключительная экономическая зона Москвы в Арктике обеспечивает права на добычу нефти, газа и рыболовство, и они также будут эксплуатироваться и защищаться, особенно в условиях, когда российские претензии всё чаще оспариваются Канадой, Данией, Норвегией и Соединёнными Штатами… Таким образом, идея о том, что этот тип потенциально может иметь более широкое военное применение в будущем, является обоснованной".

И кто из нас агрессивен?

Что представляет собой ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" и какие новые возможности для науки она даёт?

Сложно, разумеется, отрицать, что в наше время почти всякое гражданское изделие может иметь военное применение. А уж в Арктике, подо льдами которой атомные субмарины по-тихому могут наведаться к врагу в постель, и самая гидрометеорологическая гидрометеорология обслуживает среди прочего и интересы военных.

И всё же уникальное судно проекта 00903 строится по заказу Росгидромета прежде всего как научно-исследовательский корабль. И вот почему.

Как бы хорошо мы ни знали Арктику даже в сравнении с тем, что было 50 лет назад, хорошо её знать невозможно в принципе. Это говорят частным (да и не частным тоже) образом практически все учёные, занимающиеся её исследованиями. Это и кухня погоды, где Гольфстрим теряет своё тепло и обращается в свою противоположность. Это и постоянно меняющаяся гидрографическая обстановка. Это и ледовая обстановка, всё ещё подчиняющаяся каким-то своим, подчас совершенно непонятным законам. Это, наконец, глобальное потепление, которое здесь, в Арктике, разливается безудержно, как первомайская пионерия по Красной площади в те старые добрые времена, когда лёд ещё был "надёжным".

Исследуй – не хочу!

А он как раз более не надёжный. После почти 40 дрейфующих на годами не тающих льдинах станций "Северный полюс" сегодня надо держать рядом с ними ледокол, чтобы успеть спасти полярников. Как это несколько лет назад и случилось. Отсюда сразу нащупали и выход: сделать этим морозоустойчивым ребятам такую "льдину", которая не расколется. Дороговато – стоимость работ только по начальным прикидкам оценивалась в 7 млрд рублей, а ещё и график строительства уполз вправо вместе с ценою вопроса... Но зато надёжно, практично и круглогодично. Да, и заходить можно в такие углы, куда и полярный медведь костей не заносил. И принести оттуда тем же датчанам такие данные науки, которые снимут их притязания на наш шельф.

Потому судно и имеет специфическую, но далеко не уродливую форму. Корпус исполнен в форме яйца, чтобы его не затирало льдами, а выталкивало. При этом ледовый класс у него Arc8, что позволяет без сопровождения ледокола гулять во льдах толщиной до 2-3 м. А более мощных в нынешней тёплой Арктике осталось мало.

Водоизмещение 10,4 тыс. т, длина 83,1 м, ширина 22,5 м. Мощность энергоустановки - 4200 кВт, а движение осуществляется посредством двух винторулевых колонок в корме и подруливающим устройством на носу. Скорость больше 10 узлов. Автономность по топливу – до 2 лет.

Наконец, комфорт и даже уют современного корабля для 34 пассажиров и всего 14 членов экипажа. Кстати, есть вертолёт и катера, так что научные работы можно вести и с них, и с помощью забрасываемых ими во льды роботов. Исследуй – не хочу!

Интересно только: тем, старым полярникам, выросшим из пионерии, платили за морозоустойчивость ну очень хорошие деньги. Экспедиция – машина, две – квартира. А теперешним как, что в тепле и уюте, под мерно журчащий дизель, по льдам рассекать будут? 

Ответ получим, даст Бог, в 2023 году, когда – по плану – ожидается отправление судна в первую экспедицию.

Александр Цыганов

Источник: tsargrad.tv