Вместо дорогой и для этих широт не слишком надёжной спутниковой связи начата прокладка оптоволоконного кабеля от Мурманска до Владивостока. Кабель проляжет по морскому дну вдоль всего северного и тихоокеанского побережий России и заглянет во все медвежьи углы наших северов. Это проект, сравнимый со строительством Транссиба. И точно так же он должен усилить связность страны, дав заодно и толчок развитию новых компьютерных, фотонных, а там и квантовых технологий в Арктике.
Правда, к этой новости не подойдёт слово "сегодня" – "Полярный экспресс" стартовал несколько дней назад. Что же, тем лучше без спешки поговорить о том, что значит начало работ по прокладке трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Мурманск – Владивосток, в чём его значение для страны и народа, а также символика самого названия проекта.
Транссиб через Арктику на новом уровне цивилизации
Начнём с последнего. "Полярный экспресс" в известном смысле можно сравнить с легендарным Транссибом, который в XIX веке связал территорию огромной империи одной железнодорожной магистралью. По тем временам это был громадный технический, экономический и логистический рывок, значение которого даже сегодня представляется неисчерпаемым.
Но времена меняются, а цивилизация человеческая – развивается. И в нынешних условиях железнодорожную перевозку грузов по-прежнему трудно заменить, а вот чисто человеческие путешествия приобрели дополнительную опцию. Для того чтобы в деталях осмотреть Владивосток, а то и на работу там устроиться, жителю "материка" уже не обязательно торопиться на вокзал и затем более недели смотреть на пробегающую за окном страну и поражаться её размерам. Сегодня работа может быть на удалёнке, а путешествия – виртуальными. Для этого нужен всего лишь интернет и связь. Но связь должна быть широкой, быстрой и надёжной.
Вот её и предоставит через некоторое время "Полярный экспресс". И отыграет свою символику, соединив два конца страны кабелем для широкополосной связи.
Начало кабель уже взял в селе Териберка Мурманской области, что лежит прямо на берегу Баренцева моря и стало известно благодаря дичайшей попытке режиссёра-русофоба привязать к нему чисто американскую историю разорённого фермера и карательной власти. Зато, правда, Териберка стала местом притяжения для туристов – кстати, опять к разговору о кабеле и интернете, позволяющим побывать здесь не только на машине и в физическом, что называется, теле. Ну а после обеспечения точки выхода кабеля в Териберке работы продолжатся в Баренцевом море в восточном направлении. Так описал ближайшие перспективы руководитель главного исполнителя проекта, генеральный директор компании "Управление перспективных технологий" Алексей Стрельченко.
Как это будет выглядеть
Оптоволоконный кабель будет укладываться со специального судна по дну моря. Точнее, под дном, на глубине полутора метров. Это чтобы его не повредили рыболовецкие суда при тралении или вообще какие-нибудь корабли при постановке, скажем, на якорь.
За день будет прокладываться 12 км кабеля, и первую партию длиной в 400 км уже, как сказано, отправили в море. Представители подрядчика обещают, что всего в работах будут участвовать девять судов: четыре изыскательских, три судна обеспечения и два кабелеукладчика. Первая линия проекта должна будет заработать между Териберкой и Амдермой в Ненецком автономном округе. Остальные более 12 тысяч км кабеля из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 Тб/с улягутся вдоль северных и восточных берегов России до 2026 года. Стоимость проекта пока оценивается в 65 млрд рублей.
Для чего он нужен, этот кабель?
О, тут как раз огромный простор для применения этой линии связи.
Во-первых и главных – это ж сколько всяких данных можно передать со скоростью триллион бит в секунду!
Во-вторых, это надёжность. Высокие широты – достаточно непредсказуемый регион для интересов связи и управления. Здесь сходятся линии магнитного поля Земли, здесь, следовательно, раздольно чувствуют себя солнечные излучения, среди которых достаточно жёстких, здесь почти всегда возмущённая ионосфера, а северные сияния хороши для фотографий, а для связи они – беда. И даже спутниковая связь полностью проблем не решает. К тому же она дорогая.
В-третьих, это надёжность, включая и такой аспект, как секретность. Американцы продолжают что-то там шевелить у себя на Аляске, вдруг да додумаются до чего-то такого, что будет нам сильно мешать осваивать нашу Арктику. И оборонять её, да. А в кабель вездесущее ухо разведки уже так просто не засунешь. Далее – это быстрый интернет для гражданских. То есть чукча в чуме может не просто ждать рассвета, а ждать вдумчиво, наслаждаясь богатствами информации в интернете. И это ещё и школы, интернаты, это тот же информационный сёрфинг, пока пурга какой-то там день качается над Диксоном.
И, кстати, о Диксоне как порте на Северном морском пути. "Полярный экспресс" обеспечит цифровую составляющую развития Севморпути, его инфраструктуры, навигации. С этим же тесно увязывается метеорология и экология в Арктике. Немаловажное значение имеет и в целом повышение "цивилизованности" Заполярья вдоль трассы Севморпути, а то капризные перевозчики, устрашённые иными из видов портовой инфраструктуры, предпочитают везти свои денежки не в Тикси или Уэлен, а в Сингапур.
Что нам ещё с того?
По словам заместителя руководителя Росморречфлота Дениса Ушакова, проект "Полярный экспресс" важен также для создания в регионе коммерческих центров обработки данных. Это значит – дополнительные возможности не только для бизнеса, но и для науки, образования, культуры.
И последнее, пожалуй. Сам этот проект – большой потребитель оптоволокна. А в этом секторе экономики Россия долго и значительно отставала от зарубежных его производителей. Но после строительства в Чувашии целого завода, выпускающего оптоволокно, эту проблему удалось решить.
А когда "Россия делает сама" – это полезный лозунг.
Александр Цыганов