В Ханты-Мансийском округе начали тестировать беспилотные технологии для перевозки грузов. "Газпром нефть" уже использует дроны на базе автомобиля "Газель". Теперь испытания проходят тяжелые грузовики и вертолеты.
Колонна беспилотных "Камазов" приближается к 65-ой площадке Южно-Приобского нефтеместорождения. Идут сразу по три машины. За рулем первой – водитель. Остальные – в точности копируют его маршрут. Таким образом, один человек доставляет в три, а то и в пять раз больше груза.
Им нипочем арктический холод. Грузовики-беспилотники уже протестировали на Ямале – почти три тысячи километров они накатали по так называемым "зимникам", ледяной дороге. В метель "Камазы" с электронным управлением даже на полметра не отклонились от заданного маршрута.
"Беспилотник видит гораздо лучше, чем человек. Плюс мы немного экономим на топливе. Не нужно прогревать машины, стоять на холостом ходу – греть кабину", – уверен Олег Егоров, руководитель программ по новым технологиям "Газпромнефть-Снабжение"
Мелкие грузы, например, инструменты, продукты или медицинские маски к нефтяным месторождениям круглосуточно доставляют вот такие электромобили. Они тоже едут без водителей. "Газпром нефть" первой из российских компаний использует беспилотный грузовой транспорт ежедневно. Запуск через специальное приложение. При этом автоматика готова к внештатным ситуациям. Если, например, олень выбежит на дорогу – система, которая строит цифровую карту местности с помощью лазерного сканирования, тут же отреагирует и беспилотная "Газель" остановится. Как будто на тормоз нажал водитель.
"Она видит дорожные знаки. Более того, она умеет их обрабатывать и редактировать цифровую карту под требования законодательства, под требования ПДД", – говорит Айдар Ахматдинов, менеджер проектов "Газпромнефть-Снабжение".
Дистанционно, в два клика буквально запускают беспилотный вертолет на Южно-Приобском месторождении в Ханты-Мансийском районе. С грузом до ста килограммов он поднимется на высоту до трех километров. И даже в тайге не потеряется – внутри спутниковая навигационная система. Фактически как навигатор для машины. А значит по минутам можно рассчитать, когда вертолет без пилота доставит груз и вернется обратно на эту точку.
Доставка грузов в радиусе больше 100 километров от точки взлета, в условиях плохой видимости, когда туман, дождь или снег и даже ночью, ведь нефтяники работают круглосуточно. Такой беспилотник крайне необходим на Крайнем Севере. В межсезонье те самые "зимники" превращаются в непроходимые болота.
"Если говорить о нашем регионе и его общей площади, большом количестве труднодоступных территорий, и большой площади этих территорий, то такого рода технологии просто выручат в большой степени и экономику, и что крайне важно – совершенно другой уровень безопасности. С точки зрения безопасности людей", – считает Наталья Комарова, губернатор ХМАО-Югры.
Мобильный вертолет-беспилотник можно запустить прямо со склада. Такая доставка до четырех раз быстрее и выгоднее, чем обычным грузовым пилотируемым вертолетом, где рентабельна только полная загрузка. А ведь адресату на объекте каждый час важен.
"Может быть автомобиль, у которого сломалась запчасть. Или плановое использование на куст какой-то запчасти. В процессе бурения нужен какой-то технологический инструмент, чтобы ускорить сам процесс бурения и технолог, понимая, что ему нужен дополнительный инструмент, запчасть или оборудование, может вызывать себе эту машину, и она быстрее прилетит к нему и даст возможность быстрее сделать проект, быстрее добыть нефть", – говорит Дмитрий Потапов, генеральный директор "Газпромнефть-Снабжение".
А этот беспилотник помогает проводить инвентаризацию склада. За несколько часов справляется. Человеку на это потребуется неделя. 3D-примерочная тоже часть "умного склада". Система подбирает размер спецодежды за 30 секунд.
"Если говорить про беспилотники или про Isource-логистическую систему. Два таких склада у нас есть. Один здесь в Ханты-Мансийске, второй – в Москве. Это то же самое. Потому что губернатор настроена бизнесу создавать условия, при которых мы можем строить недешевые логистические центры, развивать беспилотные технологии, строить технологические центры по трудной нефти. Важнейшая история, как сейчас принято говорить – инвестиционная привлекательность", – говорит Александр Дыбаль, член правления "Газпром нефти".
Здесь и кадры готовят с помощью новых технологий. В так называемом "экспириенс-центре". Где даже теория производственной безопасности оживает в интерактивном формате. Аналогичный центр "Газпром нефть" уже готовит к открытию в Тюмени.
Евгения Петрухина