Наша страна первой в мире реализует новый подход в использовании энергии мирного атома. Мобильные АЭС вместо капитального строительства — решение прорывное для отдаленных регионов, имеющих выход к морю.
Сегодня у берегов Чукотки пришвартовалась плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Позади несколько тысяч километров по Северному морскому пути из Мурманска в Певек. А начался поход в Петербурге, в апреле 2018-го, где и был создан этот уникальный комплекс. Сначала по Неве и Финскому заливу, затем вдоль берегов Эстонии, Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии. Конечно, без ядерного топлива. Его загрузили как раз в Мурманске. И вот теперь якорь брошен на Чукотке.
Даже чайки самого северного порта России на мгновение притихли и внимательно следили за швартовкой. Еще бы, ничего подобного в Певеке не случалось, да и вообще нигде в мире. Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — единственная на планете. Стоит ли удивляться тому, что на набережной было многолюдно. По меркам трехтысячного города это просто столпотворение, причем с серьезными ожиданиями.
Обслуживающий персонал станции — 375 человек, то есть население города увеличится сразу на 12 с лишним процентов. Но куда внушительнее выглядят другие цифры. На борту «Академика Ломоносова» два энергоблока по 35 мегаватт. Они способны снабжать электричеством и теплом город с населением 100 тысяч человек. Не только для Певека, а для всего региона хватит с большим запасом. Эта махина водоизмещением без малого 22 тысячи тонн не только экологически чистый источник энергии, но и огромный вклад в развитие промышленности.
«Атомная станция будет обеспечивать действующие проекты, обеспечит энергией города Певек и Билибино, новые проекты — крупное золоторудное месторождение, медное месторождение. Таким образом, экономика становится более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, более диверсифицированной, и это тоже хорошо для развития», — отмечает губернатор Чукотки Роман Копин.
Путь длиной в 11 лет. В 2008-м плавучую станцию заложили на заводе в Петербурге. Весной 2018-го «Академик Ломоносов» еще в бурой грунтовке провожали в Мурманск на достройку и загрузку ядерного топлива в реакторы. И вот три недели назад снова проводы. У причала ни дать ни взять круизный лайнер. Но он, конечно, лишь во-первых просто красивый.
«Слово "уникальный" можно повторять в каждом предложении. Уникальная разработка, уникальное решение, уникальное размещение генерирующей мощности — это все о плавучей станции», — говорит генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Станция не самоходная. Через четыре северных моря ее тянули на буксире в сопровождении ледокола. Время выбрано не случайно — погода в конце августа и в начале сентября в этих коварных широтах спокойнее, хоть, конечно, и склонна к переменчивости, поэтому метеосводка — главный ориентир для капитана. На ледовую разведку периодически вылетает вертолет. На картах заранее отмечены бухты, чтобы в случае чего укрыться от бури. Но вот, наконец, чайки — предвестники берега.
Для «Академика Ломоносова» в Певеке построен специальный причал и защитный мол, осталось подключить коммуникации. В мире пока не придумали другого способа обеспечить атомной энергией отдаленные регионы, где строительство классических станций не имеет смысла или просто невозможно.
«Там, где есть локальные сети, где сложно подвести общие сети от станций большой мощности. Достаточно много таких регионов, например, Чаун-Билибинский регион, где плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" в первую очередь должен заместить уже выработавшую свой ресурс Билибинскую атомную электростанцию», — поясняет заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.
Запуск планируется под новый год и тогда это будет самая северная атомная станция в мире. Испытание суровыми условиями — еще и повод поразмыслить для потенциальных покупателей, особенно на островах. Не важно, на севере или на юге, главное — надежность.
Кирилл Брайнин