Русские Вести

«Мы до сих пор не знаем, как защитить экипаж от радиации во время перелёта»


На днях Илон Маск, выступая перед сотрудниками SpaceX (частная космическая компания, созданная самим Маском), обрисовал перспективы колонизации Марса. Вот главные тезисы техасского мечтателя.

Зачем лететь на Красную планету?

Человечеству угрожают смертельные опасности: гипотетическое столкновение с астероидом, ядерная война, климатическая катастрофа и много чего другого. Для выживания нашей цивилизации необходимо создать резервную копию Земли. Луна ближе, но это ее слабое место. Например, ничто не мешает противникам в ядерной войне бахнуть ракетой в сторону естественного спутника. А близость к Земле неизбежно вызовет соблазн обеспечивать колонию за счет более дешевых поставок из метрополии вместо того, чтобы развивать способность жить автономно. Поэтому далекий Марс (до Луны всего 300 тысяч км) - идеальный вариант, если мы хотим создать мультипланетную цивилизацию.

Миллион марсиан за 20 лет!

Маск считает, что за два десятка лет реально создать цивилизацию, которая прокормит сама себя. Для этого необходимо доставить на Марс несколько миллионов тонн груза с Земли и переселить туда 1 миллион человек. Для этого понадобится десять тысяч рейсов корабля Starship, который сейчас строится. Планируется, что он сможет поднять на орбиту 200 тонн полезного груза (образец, который тестируется сегодня, поднимает 50 тонн) и за раз перевезти на Марс 100 человек. Себестоимость вывода 1 килограмма полезного груза на орбиту должна снизиться до 10-15 долларов за килограмм (сейчас от $10 000).

Как будет выглядеть колонизация соседней планеты

Маск рассчитывает уже в этом году довести многоразовый Starship до ума и построить 6 таких систем (ускоритель + корабль). Для их запуска SpaceX строит сразу 2 специализированных космодрома в Техасе и Флориде. Затем необходимо наладить массовый выпуск систем Starship, чтобы во время “марсианского окна”, когда Красная планета оказывается на расстоянии 55 миллионов километров от Земли (максимальное расстояние почти в 8 раз больше - 401 млн км), запускать флотилию из сотен кораблей. Starship специально проектировался под метан в качестве горючего, его можно получать и на Марсе. Таким образом, волне реально будет организовать транспортный мост туда и обратно. Однако на первых порах Маск предлагает возвращать только разгонные блоки, а сами корабли оставлять на Марсе - колонисты пустят их на металл или разборные конструкции.

Космическая радиация губительно действует на интеллект

Идея выглядит красиво, как впрочем, и многие другие затеи Илона Маска. Но насколько реальна на практике колонизация Марса? На этот вопрос мы попросили ответить научного руководителя Института космических исследований РАН академика Льва Зеленого.

- Вы знаете, я сам в свое время увлекался этими идеями, — говорит Лев Матвеевич. - Лет 10 назад мы даже проводили круглый стол под названием “Марс - запасная планета для человечества”. Сегодня мы многое знаем о Марсе, его активно исследуют. Недавно китайцы успешно совершили там мягкую посадку, сейчас на поверхности работают несколько марсоходов, на нескольких из них стоят российские приборы. Но по той сумме знаний, которыми мы сейчас владеем, полёт человека на Марс, а тем более его колонизация, представляются мне маловероятными.

- Почему?

- Сейчас объясню. Сам полет на Марс и даже мягкая посадка не являются чем-то фантастическим. Радиация на поверхности планеты тоже задача решаемая: можно закопаться на глубину 1,5-2 метра, защититься слоем грунта. Но мы до сих не знаем, как защитить экипаж от радиации во время перелета. В космосе мы имеем дело с излучением нескольких видом. Есть радиация, условно говоря, чернобыльского типа - она достаточно мягкая, приводит к лучевой болезни и к отложенной смерти. Но если доза не смертельная, а человека лечит, то он проживет какое-то относительно долгое время. Но есть радиация другая, там дело не только в дозе. Существует рентгеновское гамма-излучение, правда, оно не имеет очень большой мощности, только если вы не попали, к примеру, под вспышку от столкновения двух нейтронных звёзд. Кроме того, наше Солнце является источником энергичных частиц, которые образуются во время солнечных вспышек. Эти потоки ускоренных электронов очень опасны для всяких электронных схем. И, наконец, есть галактические космические лучи громадных энергий, они формируются при вспышках сверхновых и других экстремальных событиях, которых в космосе довольно много. Эти лучи достигают Земли, но по большей части поглощаются в ионосфере. А в космосе с ними бороться очень сложно, потому что у них высокая проникающая способность.

- Чем они опасны?

- Медики из Института медико-биологических проблем провели в Дубне с коллегами из Объединенного института ядерных исследований показательный опыт. Они на ускорителях облучали группу мышей эквивалентом этой радиации. А мыши перед этим были обучены искать еду в лабиринте. Там кладётся приманка и нужно до нее добраться через сложную систему ходов. Мыши - они очень умные, и хорошо обучаются. Допустим, первый день они три часа ползли за едой, второй день - час, а через некоторое время научились находить еду за 10 минут. Просто запоминали расположение ходов. Затем одну группу облучили вот этими частицами, а контрольная группа осталась чистой. Облученные мыши все забыли и снова 2-3 часа искали ход в лабиринте. А контрольная группа и через месяц все помнила и быстро находила еду. То есть потеря интеллектуальных функций — это прямой эффект такого вида облучения. И это не отложенная лучевая болезнь (что тоже плохо), а мгновенная утрата когнитивных способностей. Потому что заряженная частица, действует как кирпич, который летит в голову, у нее очень большая энергия и она повреждает нейроны мозга. Как с этим бороться не очень понятно.

- Но ведь летали же как-то американцы до Луны?

- До Луны лететь 3 дня и, если повезет, то вы с этим галактическим излучением не столкнётесь. А до Марса, как ни крути, меньше, чем за 6 месяцев вы сейчас не долетите. И на этом пути вам реально прикрыться нечем. Какие-то слои свинца использовать? Но, как эту тяжесть тащить в космос? Не знаю, что там Маск может придумать, но пока я боюсь, что полет на Марс - это билет в один конец. Конечно, ведутся опыты, разрабатываются новые средства космического транспорта. Возможно, со временем найдут способ долететь до Марса за неделю с каким-то сверхвысоким ускорением - десятки или сотни километров в секунду. Но при современном уровне развития ракетной техники полеты людей на Марс это утопия. Я на этот счет испытываю большой пессимизм.

Ярослав КОРОБАТОВ

Источник: www.kp.ru