Когда мы говорим о современной российской промышленности, дело давно уже не ограничивается импортозамещением.
Во многих секторах Россия развивает технологии с опережением и добивается уникальных результатов.
Двигатель для воздушно-космического самолёта
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев объявил о разработке уникального двигателя для воздушно-космического самолета. Силовая установка переходит с воздушного режима работы при полете в атмосфере на ракетный — в ближнем космосе.
Двигатель разработан в серпуховском филиале Военной академии РВСН и будет представлен на международной выставке «Армия-2016», которая пройдет в начале осени в Кубинке под Москвой.
По словам Каракаева, модель прошла все необходимые испытания. Ее работоспособность доказана. Подобные рода двигатели могут использоваться в самых сложных и перспективных летательных аппаратах, как в военной, так и в гражданской области.
Идеальный мозг
Объединенная приборостроительная компания (ОПК) начала производство 32-разрядного микроконтроллера, который способен управлять самой различной техникой. Этот микроконтроллер должен использоваться во многих перспективных и амбициозных отечественных проектах, в первую очередь в области транспорта. Он будет служить автомобилям, кораблям, троллейбусам, трамваям, метрополитену, станкам, роботам и всякого рода медтехнике.
По существу это цифровой процессор, которому придана возможность контроля и координации работы любого типа двигателя, электрической трансмиссии, каналов связи и генераторов. Он обобщает информацию и раздает команды в реальном времени.
Микроконтроллер был разработан в Воронежском НИИ электронной техники. По словам директора Института, его производительность (125 MIPS, million instructions per second) не уступает самым современным зарубежным образцам и значительно превосходит аналогичные российские контроллеры. Перспективы у нового мозга самые что ни на есть серьезные — воронежцы собираются штамповать его по 100 000 штук в год, благо спрос на электронные «мозги» в современной промышленности будет только нарастать.
320-тонный конвертор для высококачественной стали
На Южно-Уральском машиностроительном заводе идет работа над уникальным для России 320-тонным конвертором для сварки высококачественной стали. Конвертор производится по заказу металлургов Новокузнецка впервые в России.
До этого подобные конверторы производились только за рубежом. Опыт ЮжУралМаша даст возможность обеспечить независимость от зарубежных поставщиков в сталелитейной отрасли.
Незнакомому с отраслевой спецификой человеку трудно оценить масштаб произведенной работы. Производство конвертора КВ-320 потребовало полного перевооружения производства и уникальных технических решений. Необходимо было не только выдать на-гора в короткие сроки всю конструкторскую и техническую документацию, но и освоить новые методы работы, обучить специалистов. Самой сложной технической проблемой стала качественная сварка толстых узлов (до 160 мм) при их больших габаритах. Так как общий вес конвертора составляет больше 13 тонн, то и сама транспортировка различных его узлов по территории предприятия составила серьезную проблему.
Амбициозная работа ЮжУралМаша стала еще одним шагом к достижению экономической безопасности России.
Драгоценности из отходов
В Верхней Пышме под Екатеринбургом на базе Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов (группа «Ренова») открылось новое уникальное производство, которое занимается извлечением драгоценных металлов, прежде всего платины и золота, из различных отходов.
Подобное производство на сегодняшний день не имеет аналогов в России. Оно было запущено 21 июля и стало завершающей стадией одного из самых значительных инновационных проектов «Реновы» (стоимость около миллиарда рублей).
Реализацию проекта условно можно разделить на три базовых этапа.
В 2013 году на заводе создана лаборатория пробирной плавки, которая позволяет определять состав бедного сырья и содержание в нем драгоценных металлов.
Год спустя запустили пока единственную в России линию пробоотбора и пробоподготовки. Это очень сложная система различных устройств, которые позволяют добыть из нескольких тонн входящего сырья несколько проб, поступающих затем в лабораторию.
И вот теперь запущено само производство.
Новая линия будет перерабатывать катализаторы нефтехимии, автокатализаторы, электронный шлак, отвалы и хвосты горнодобывающих предприятий. По предварительным прикидкам, линия сможет обеспечить до 600 кг драгоценных металлов в год, которые раньше просто шли на свалку.
Сделано на Дону
Ростовская область получила исключительное право на бренд «сделано на Дону». Сама идея создания особого бренда для продвижения местной продукции была озвучена губернатором Василием Голубевым при вступлении его в должность в 2010 году. Мысль оказалась плодотворной.
К 2013 году была разработана система добровольной сертификации продукции. Сейчас таким образом маркировано 53 донских изделия, представляющих 22 предприятия области — это продукты питания, мебель, строительные и промышленные товары.
Отныне маркой «сделано на Дону» будет отмечаться вся местная продукция, которая прошла проверку на соответствие российским и международным стандартам. Для местной продукции это станет, с одной стороны, дополнительным знаком качества, а с другой — принадлежностью к крупнейшему региональному бренду. Появление подобного рода брендирования — важнейший шаг в развитии региона, шаг очень существенный, и как экономический, и как социальный стимул. И дело здесь не только в «продвижении продукции», о котором активно говорит губернатор Голубев. Дело здесь в развитии регионального самосознания, региональной гордости, которое имеет особое значение на таких исторически значимых российских территориях, как область Всевеликого Войска Донского.
100 резидентов свободного порта
В Корпорацию по развитию Дальнего Востока (КРДВ) поступила сотая заявка на право быть резидентом свободного порта Владивосток. Общая сумма заявок — 167 млрд рублей. На 80 из них уже получен ответ, и этот ответ — «да». 52 корпорации подписали соглашение с КРДВ, получили официальный статус резидента и приступают к работе.
Около трети всех желающих работать во Владивостоке выбрали промышленное производство, почти пятая часть — логистику, каждый десятый — проекты с недвижимостью. Больше всего компаний зарегистрировано собственно во Владивостоке, за ним идут Артемовск и Находка.
Напомним, что закон о статусе свободного порта Владивосток был принят в октябре 2015 года. В июне Совет Федерации распространил его действие на все ключевые порты Дальнего Востока. Режим порто-франко распространяется на всю территорию от Зарубино до Находки и охватывает также аэропорт Киевичи. В его зону действия входят также крупнейшие международные транспортные коридоры Приморье-1 (Харбин — Суйфэньхэ — Гродеково — Владивосток, Находка, Восточный) и Приморье-2 (Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь — Махалкино — Зарубино).
При грамотном осуществлении проект порто-франко сможет полностью изменить и модернизировать привычный облик Приморья уже в ближайшее десятилетие.
Андрей Полонский