Русские Вести

Между самолётом и вертолётом. Полезный гибрид


В США в скором времени стартуют войсковые испытания корабельного транспортного конвертоплана Bell Boeing CMV-22B Osprey. Причудливый летательный аппарат (ЛА) будет передан 21-й авиационной испытательной эскадрильи (НХ-21) авиации ВМС. Новинка должна расширить представление о применении конвертопланов.

Соединённые Штаты — фактически монопольный производитель конвертопланов. Единственный в мире серийный конвертоплан — это американский V-22 Osprey, стоящий на вооружении Морской пехоты и Сил специальных операций. CMV-22B является его модифицированной версией, адаптированной под выполнение прежде всего транспортных задач.

«Куда не может сесть самолёт»

В России неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания собственного конвертоплана. В январе 2020 года в Севастополе в здании Черноморского высшего военно-морского училища Владимиру Путину продемонстрировали проект беспилотного конвертоплана разработки компании TGE Group (Санкт-Петербург). Сообщалось, что машина может преодолевать 2 тысячи километров со скоростью 500 км/ч.

Презентация наделала много шума, но пока не получила какого-либо развития. Примечательно, что TGE Group не специализируется на выпуске авиационной техники. На её сайте указано, что фирма занимается производством источников питания, электродвигателей, силовой электроники и систем управления.

«Мы за счёт этого летательного аппарата можем решить, например, проблему региональных авиаперевозок, то есть этот аппарат летает туда, где нет дорогостоящей инфраструктуры, где нет аэродромов, куда не долетают вертолёты и куда не может сесть самолёт», — пояснил Путину президент TGE Group Илья Рашкин

Детище петербургской компании будет оснащено гибридной силовой установкой и четырьмя поворотными воздушными винтами. Размерность конвертоплана не уточняется, но судя по эскизному изображению, машина сможет помещаться на обычной вертолётной площадке, расположенной на палубе военного и гражданского корабля.

В настоящее время ещё одно петербургское предприятие группа «Кронштадт» создаёт беспилотный конвертоплан. Он получил название «Фрегат». Как утверждает гендиректор компании Сергей Богатиков, этот БПЛА в перспективе заменит самолёты и вертолёты. Масса аппарата составит около семи тонн.

В сентябре 2018 года источник РИА Новости сообщил о том, что командование ВДВ обсуждает целесообразность создания десантного конвертоплана. Более того, собеседник агентства рассказал о планах открыть опытно-конструкторскую работу по данной машине. В комментариях СМИ эксперты заявили, что речь шла о пилотируемом ЛА.

На сегодняшний день актуальной информации об успехах в реализации всех вышеперечисленных проектов нет. Скорее всего, разработка отечественных конвертопланов не заладилась из-за отсутствия должной финансовой поддержки государства. У такой ситуации множество причин, о которых имеет смысл рассказать.

Вертикальный старт

Конвертоплан представляет собой гибрид самолёта и вертолёта. Данный вид авиатехники призван компенсировать недостатки вышеуказанных транспортных средств. В частности, самолёт не очень эффективен для перевозки людей и грузов на ближние расстояния, а вертолёту недоступна дальность, которой обладает его крылатый родственник.

Кроме того, даже самым неприхотливым самолётам требуется более-менее ровная и длинная грунтовая площадка для посадки и взлёта. В этом отношении вертолёт — универсальная машина, способная приземляться и взлетать практически с любого пятачка. Однако практическая дальность винтокрылой машины ограничена 300-500 км.

Учёные не ожидают, что в перспективе появятся технологические решения, которые приведут к серьёзному увеличению дальности полёта винтокрылых машин (например, на несколько сотен километров). Сейчас специалисты в ведущих государствах работают над повышением скорости вертолётов, но дальность от этого вряд ли значительно возрастёт.

Благодаря особенностям конструкции винтов конвертоплан действительно является промежуточным звеном между самолётом и вертолётом. За счёт энергии обращённых наверх мотогондол машина взлетает вертикально, а после набора высоты винты опускаются, обеспечивая горизонтальный полёт на скорости около 500 км/ч.

Если отталкиваться от опыта Морской пехоты США, то конвертоплан повышает оперативность переброски военнослужащих и грузов. Данное качество на современном театре военных действий имеет порой ключевое значение. В общей сложности американцы выпустили около 350 V-22 в различных вариантах для нужд морпехов и спецназа

Несмотря на то, что конвертоплан нивелирует ряд недостатков традиционной авиатехники, он очень сильно уступает ей по надёжности. Например, V-22 считается достаточно аварийной машиной. В Интернете легко отыскать несколько шокирующих роликов с катастрофами этой машины. Чаще всего ЧП происходят во время взлёта, посадки и при переводе мотогондол из вертикального положения в горизонтальное.

Причина высокой аварийности конвертоплана заключается в сложности конструкции и управлении. Гибрид самолёта и вертолёта не терпит ошибок и требует, чтобы в кабине пилотов находился опытный экипаж. В условиях сильного ветра и качки лётчики должны демонстрировать настоящее мастерство.

Кроме того, конвертоплан — крайне уязвимая цель в зоне боевых действий. В отличие от вертолёта машина не способна выдерживать даже минимальное огневое поражение. Очередь из крупнокалиберного пулемёта может отправить на тот свет лётчиков и 20-30 десантников, находящихся на борту.

На грани непозволительной роскоши

Производство и обслуживание парка конвертопланов может позволить себе только богатое государство с армией, заточенной под выполнение главным образом экспедиционных миссий. У такой страны должен быть мощный флот, костяк которого состоит из различных авианосных платформ и кораблей, способных принимать хотя бы один-два ЛА.

Именно поэтому сегодня только США в массовом порядке эксплуатируют конвертопланы. Там это действительно целесообразно. Остальные государства акцентируют внимание на развитии традиционных видов палубной и морской авиатехники.

В нашей стране вложения Минобороны в разработку конвертопланов — на грани непозволительной роскоши. У России де-факто нет авианосного флота, и в перспективе он, к огромному сожалению, может не появиться.

Также перед армией РФ не стоят масштабные экспедиционные задачи. Зоны проецирования силы российских ВС ограничены Сирией и регионами, расположенными по периметру госграницы. Для решения текущих и гипотетических боевых задач в целом достаточно имеющихся авиационных средств.

В советские годы специалисты Московского вертолётного завода им. М.Л. Миля и ОКБ Камова пытались создать конвертопланы, однако их проекты требовали значительных временных затрат и финансовых вложений. К тому же Минобороны нередко меняло техзадание проектов, затягивая тем самым их реализацию.

Сейчас разработка конвертоплана для нужд армии займёт без малого 10-15 лет без гарантированного положительного результата. В этой сфере Россия точно не обгонит американцев. На экспорт отечественный конвертоплан вряд ли пойдёт, а потребности ВМФ и ВДВ в нём объективно невелики. Мелкая серия не самых лучших военных конвертопланов станет бременем для небольшого оборонного бюджета РФ

Тем не менее, было бы неправильно окончательно хоронить идею создания российского конвертоплана. В концептуальном отношении данный вид авиатехники остаётся перспективным направлением развития прикладной науки, особенно на фоне прогресса в сфере беспилотной авиации и электрических силовых установок.

Первый отечественный конвертоплан должен быть беспилотным универсальным грузовым средством, который способен удовлетворять потребности широкого круга заказчиков. За счёт интеграции усилий силовых и гражданских ведомств, а также бизнеса вполне возможно создать относительно недорогой в серийном производстве БПЛА по схеме конвертоплана. Из имеющихся проектов на текущий момент, пожалуй, наиболее глубоко проработан аппарат «Фрегат» компании «Кронштадт».

Степан Зайцев

Источник: rusplt.ru