Русские Вести

Лучи смерти и победы


В декабре 2021 года пресс-служба ВМС США сообщила об успешном испытании боевого высокоэнергетического лазера. Его задействовали в Аденском заливе с борта десантного транспорта-дока «Портленд» типа «Сан-Антонио», при этом была поражена плавающая мишень. Это не первое испытание лазерного оружия на «Портленде» – в 2020 году система ЛО с корабля поразила беспилотник.

Как известно, тема «лучей смерти» уже давно обкатана писателями-фантастами. Еще Герберт Уэллс в «Войне миров» изобразил применение марсианами лучевого оружия, предвосхитив появление на столетие «оружия на новых физических принципах», как принято говорить сегодня.

Тема «лучей смерти» была подхвачена «красным графом» Алексеем Толстым в «Гиперболоиде инженера Гарина», где таковые использовались международным террористом (по современным понятиям) Гариным для уничтожения химического завода в Германии и показательной расправы над американским броненосным флотом.

“Несмотря на то, что советский лазер системы «Терра-3» работал на мощности не поражения, а обнаружения и сопровождения цели, на шаттле «Челленджер» начала сбоить аппаратура и прервалась связь с космическим центром в Хьюстоне”
В годы Второй мировой войны ученым еще не хватало соответствующих наработок и знаний. Тем не менее лучевое оружие, как это ни покажется странным, все-таки нашло применение на полях сражений с целью ослепления противника. Американцы и англичане оснастили часть танков мощным импульсным источником света CDL, призванным воздействовать на зрение вражеских солдат как дуга электросварки. Прибор обеспечивал силу света в 13 миллионов свечей (кандел) при частоте шесть вспышек в секунду и ослеплял противника на расстоянии почти в километр.

А Красная армия, как хорошо известно, при штурме Берлина использовала для ослепления противника в полосе наступления 1-го Белорусского фронта порядка 140 зенитных прожекторных станций З-15-4Б, каждая силой света 600 миллионов свечей. Дальность действия такого прожектора доходила до 12 километров, но в целом их применение у Берлина имело больше психологический эффект. Потом некоторые попавшие в плен гитлеровские солдаты говорили, что поначалу решили, что русские применили какое-то новое оружие.

Приступить к созданию средств поражения, использующих лучистую энергию, ученые и инженеры смогли лишь после того, как в 1960 году был изобретен лазер – оптический квантовый генератор. Именно такое устройство позволяло получить луч с высокой направленностью и большой энергетической плотностью.

В сфере обороны лазеры быстро утвердились прежде всего в системах дальнометрии и наведения высокоточных боеприпасов, преимущественно ракет. А вот реализация возможности применения лазеров в качестве средств поражения несколько затянулась. Долгое время такие работы оставались на стадии эксперимента.

Как «пощекотали» шаттл

В СССР создание лазерного оружия было поручено, в частности, центральному конструкторскому бюро «Алмаз». С 1966 года здесь прорабатывалась, например, наземная (на шасси МАЗ-543) система ЛО «Омега-2» на основе многоканального твердотельного лазера. Она предназначалась для борьбы с низколетящими средствами воздушного нападения.

Еще одной разработкой ЦКБ «Алмаз» стал авиационный комплекс «Дрейф» с газоразрядным лазером. Комплекс размещался на транспортнике Ил-76 и был рассчитан на перехват и уничтожение автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), запущенных в воздушное пространство СССР с разведывательной аппаратурой на борту. Эти назойливые «шарики» очень досаждали нашим военным и спецслужбам. Сбивать АДА ракетами «воздух-воздух» или ЗУР было крайне дорогим удовольствием, расстреливать же их из авиационных пушек истребителей получалось не всегда. Несущий газ из образующихся в оболочке дырок интенсивно не улетучивался (при малых размерах они и вовсе затягивались), сбрасывался балласт, и аэростат не терял высоту. А вот поджечь аэростат лазером было бы в самый раз. Согласно расчетам авиакомплекс «Дрейф» мог за один вылет уничтожить на расстоянии до 40 километров 25 аэроразведчиков.

Дальнейшим развитием темы стало создание самолета А-60, тоже оснащенного мощным лазером. Его назначение – не только противовоздушная, но и противоракетная и даже противокосмическая оборона. А-60 прошел цикл испытаний в 1983–1987 годах. За океаном не остались в стороне, создав летающие «лазерные пушки» NKC-135ALL и YAL-1A аналогичного назначения.

Самолет А-60 был разработан по программе противоракетной обороны «Терра-3». Наземный компонент «Терры-3» с двумя лазерами – твердотельным (рубиновым) и газодинамическим – развернули на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Говорят, по инициативе министра обороны СССР Дмитрия Устинова, весьма внимательного к военно-техническим новшествам, эта система в октябре 1984 года «пощупала» имевший неосторожность пролетать аккурат над Сары-Шаганом американский шаттл «Челленджер». Летел он на орбитальной высоте 365 километров, и несмотря на то, что советский лазер работал на мощности не поражения, а обнаружения и сопровождения цели, на шаттле начала сбоить аппаратура и прервалась связь с Хьюстоном. Шла холодная война, и советское руководство всерьез опасалось, что такой вот многоразовый космический корабль запросто может нырнуть вниз над Москвой и сбросить ядерную бомбу.

Воздушным и наземным компонентами изыскания в области «лучевой» ПРО не ограничивались – в СССР разрабатывалась еще и орбитальная боевая лазерная станция «Скиф».

Свои проекты лазерного оружия были и в Военно-морском флоте СССР. В 1980 году оснащенное экспериментальной лазерной установкой опытное судно «Форос» (бывший средний десантный корабль Черноморского флота проекта 770) поразило ею береговую мишень на полигоне в Крыму. Однако в целом результаты испытаний сочли неудовлетворительными из-за крайне низкого КПД установки, обусловленного, в частности, «растратой» энергии луча при прохождении паров воды, которыми «дышало» море. Но моряки не остановились и оборудовали под гораздо более мощный лазерный «лучемет» черноморское поисково-спасательное судно «Диксон» – бывший лесовоз. Таким лазером (с мощностью, по слухам, до 50 МВт), создаваемым по проекту «Айдар», должны были оснащаться крупные боевые корабли, вплоть до тяжелых авианесущих крейсеров. Установка проходила испытания до середины 80-х годов, после чего ввиду начавшегося потепления отношений с США работы свернули. А поставленный на консервацию «Диксон» после распада СССР раскурочили и в конечном итоге отправили в Индию для разделки на металлолом.

Первой же штатной боевой системой ЛО в нашей армии стала аппаратура, предназначенная, в частности, для подавления оптико-электронных систем наведения противотанковых ракетных комплексов и ослепления их расчетов. Такое воздействие, впрочем, могло приводить не только к временной потере зрения (на поле боя это почти неизбежная гибель), но и вообще к слепоте.

Известно также, что один из речных малых артиллерийских кораблей типа «Слепень» (модифицированный проект 12081) был оснащен системой «Аквилон» – лазерным излучателем, способным поражать оптико-электронные средства и органы зрения солдат противника.

Похожее оружие создано и в КНР – а именно портативная лазерная система активного оптико-электронного противодействия ZM-87. Известен случай, когда северокорейские солдаты применили ZM-87 для облучения двух боевых вертолетов AH-64 «Апач» армии США, совершавших полет, по информации американцев, в двух милях южнее демилитаризованной зоны. После этого случая американское командование позаботилось об обеспечении защиты зрения вертолетчиков от подобного воздействия.

Вклад российских ядерщиков
Самое непосредственное отношение к лазерной проблематике имеют российские ядерщики. По понятным причинам многие подробности их участия в разработке соответствующих систем обнародованы быть не могут. Тем не менее из открытых публикаций известно, например, что еще с конца 60-х годов в СССР начались работы по наиболее мощным лазерам с ядерной накачкой.

Уже в 1972 году ВНИИЭФ успешно осуществил возбуждение смеси гелия и ксенона осколками деления урана, для чего использовался импульсный реактор ВИР-2. По сути это был первый в мире лазер с ядерной накачкой. Однако патент получили американцы и все потому, что опубликовали сведения об аналогичной своей работе (молекулярный углекислотный лазер с накачкой осколками деления урана, полученными на импульсном реакторе SPR-II) в 1975 году, а отечественная открытая печать поведала о советских достижениях только в 1979-м. Как известно, в дальнейшем в дискурсе «Стратегической оборонной инициативы» президента Рейгана американцы задумались над созданием космического эшелона ПРО с боевыми орбитальными станциями – рентгеновскими лазерами с ядерной накачкой (обеспечиваемой ядерным взрывом). Однако эти задумки остались на бумаге.

Что касается сегодняшнего дня, то с недавних пор в Российской армии появился боевой мобильный лазерный комплекс «Пересвет», предназначенный для поражения, как можно предположить, маловысотных и малозаметных воздушных целей, включая БЛА. Система секретная, технические детали, за исключением фотографий установок, не публиковались, но в этом плане показательным, например, следует считать высказанное на уровне высшего руководства Министерства обороны РФ заявление о том, что «на вооружение поступили лазерные комплексы, которые дают возможность обезоруживать потенциального противника... Наши ядерщики научились концентрировать энергию, необходимую для поражения соответствующего вооружения противника практически за мгновения, за считаные доли секунды».

И судя по всему, работы над совершенствованием данного оружия продолжатся как у нас, так и в США.

Константин Чуприн

Источник: vpk-news.ru