Помните ABL (Airborne Laser) YAL-1 от Боинга, Локхид Мартин и Нортропп Грумман?
Да, тот самый, ставший одной из самых амбициозных программ Агентства противоракетной обороны (Missile Defence Agency, MDA) США.
Так вот, просматривая недавно спутниковые снимки авиабазы Дэвис-Монтен, также известной, как 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group (AMARG), я не нашел его на привычном месте, куда он был "приземлен" в 2012 году.
Чем он уникален?
В первую очередь - ценой.
Стоимость самолета - более миллиарда долларов (это была самая масштабная переделка военного самолета в истории авиастроения). Ну а всей программы в целом составила 5 млрд.$
Напомню, что про программе ABL США планировали получить несколько десятков летающих лазеров для уничтожения стартующих баллистических ракет противника на дальности до 400 км. О том - чем это кончилось и какие результаты лазер выдал реально - подробнее в первой ссылке.
Так вот - при подсчете авиатехники на "Самолетном Bonyard'е" лазер я не нашел и удивился. Совсем новый ведь!
Красный круг - место стоянки ABL на "самолетном кладбище"
Может быть он улетел в какое-нибудь секретное место?
Поиск в гугле не дал внятных результатов.
Тогда я решил воспользоваться машиной времени и отмотать спутниковые снимки назад, чтобы выяснить, когда YAL-1 еще был на месте.
И вот что получилось:
Учитывая демонтированные в марте 2014 движки, улетел он вряд ли - решил я. И стал копать глубже.
В итоге нашел фото июня 2014 г.
Решил залезть в буржуйскую педивикию и внезапно... узрел:
Итак, американский летающий лазер ABL разрезан на металлолом в сентябре 2014 года - сообщает вики со ссылкой на статью Аллена Ноджи (Allen Nogee) - старшего аналитика Strategies Unlimited, эксперта в области лазерных и оптических технологий.
Вот так тихо мирно, без помпы и освещения в СМИ, США уничтожили свой единственный летающий боевой лазер.
5 миллиардов освоены, все расходимся.
Между тем - в рунете об этом ни слова. В англоязычном интернете - тоже не густо.
Как сказал о программе ABL Министр обороны США Роберт Гейтс:
Но американские военные не отчаиваются, а собираются переходить на твердотельные лазеры... и устанавливать их на беспилотниках, летающих значительно выше турбореактивных самолетов.
P.S.
Между тем в России программа летающего лазера (свернутая в 1993 г.) наоборот - реанимирована в рамках ОКР "Сокол-Эшелон".
На базе второго самолета А-60 (1А2), возобновившего полеты в 2009 году, размещен экспериментальный лазерный комплекс 1ЛК222 разработки КБХА, предназначенный для "ослепления" космических средств наблюдения.
Причем, судя по всему, наш летающий лазер планируют активно использовать и оснащают мощным комплексом бортовой обороны.
Из недавнего интервью Владимира Михеева (советника первого заместителя генерального директора Концерна "Радиоэлектронные технологии"), разрабатывающего бортовой комплекс обороны А-60:
"У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве"
"этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения". "Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами "Витебска", "Хибин" и целого ряда других систем для эффективной защиты"