Русские Вести

Летающие машины и автобусы без водителя


Летающие машины? Беспилотные грузовики? Все, что еще недавно казалось фантастикой, уже воплощается в жизнь. Да, не всё из этого доведено до идеала. Но - доведут. Это лишь вопрос времени.

Мы изучили два главных направления, в котором развиваются автомобили. Сравнили с нашими ожиданиями. И осознали: будущее уже наступило.

Часть I. Беспилотная техника

КАК МЫ ЭТО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ?

Садишься в машину, выбираешь пункт назначения… Все! Автомобиль сам доставит к указанной точке. В процессе можно почитать газету, посмотреть фильм, поработать. Поспать, наконец! Не надо следить за дорогой, крутить рулем и нажимать педали. Не надо в голос или про себя ругаться на безмозглых соседей по потоку.

Сейчас такое возможно в такси или с личным водителем. Но и то, и другое, если использовать эти услуги регулярно, доступно только обеспеченным людям. А в светлом будущем, описанном фантастами, любой - даже дешевый - автомобиль будет способен без помощи водителя проехать из точки «А» в точку «Б» оптимальным маршрутом.

ЧТО ЕСТЬ СЕЙЧАС?

Первые попытки создать автопилот делались в 20-е годы прошлого века. До худо-бедно работающих прототипов добрались в 80-е. А первый серийный автомобиль (на базе Toyota Prius), управляемый роботом в реальных дорожных условиях, появился лишь в 2010-м – сотворил его Google.

Сейчас машины, умеющие следить за дорогой, считывать знаки, самостоятельно контролировать дистанцию, скорость и следовать маршруту - не такая уж редкость. Выпускают их, правда, не самые доступные бренды – Tesla, BMW, китайский Zeekr. Вот только водитель все равно должен сидеть за рулем и следить за дорогой. И каждую секунду быть готовым перехватить управление.

По международной классификации автономности (см. «Ликбез») это машины уровня L3. Поспать, почитать книгу, пообниматься со второй половинкой на заднем сиденье не выйдет. Впрочем, некоторые так делают… рискуя оказаться в сводках новостей. Хорошо, если в рубрике «задержан полицией». Хуже - если «погиб в ДТП». Увы, случается и то, и другое.

Но технологии не стоят на месте. В Tesla уже анонсировали производство беспилотных такси Cybercab, которое стартует в 2026 году. Не за горами такой же беспилотный микроавтобус Robovan. Предполагается, что эти модели будут с максимальным уровнем автономности (L5), когда присутствие человека, следящего за дорогой, не требуется.

Водитель все равно должен сидеть за рулем и следить за дорогой / Фото: EAST NEWS.

Беспилотные авто разрабатывают все крупнейшие компании мира. И Россия не отстает. Еще с прошлого года в московском Ясенево работают роботакси «Яндекса», а беспилотные грузовики КАМАЗ курсируют между Москвой и Питером по трассе М-11. Правда, и там, и там наличие водителя обязательно. Он выполняет функции наблюдателя и подключается лишь в сложные моменты. В том же КАМАЗе рассчитывают, что в 2026-м их грузовики получат уровень L4.

Да даже АвтоВАЗ, в конце концов, обещает наладить выпуск беспилотных «Лад»! Правда, только в 2030-е годы.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Не ради комфорта обычных автолюбителей. Все, как обычно, сводится к деньгам. Не просто так крупные корпорации – от той же Tesla до нашего КАМАЗа – в первую очередь готовят к производству беспилотные версии коммерческого транспорта. Заточенного на пассажирские и грузовые перевозки.

Выгода очевидна.

1. Экономия на зарплате водителей.

2. Меньше затрат в пути. Водителю нужно время на отдых, сон и еду. Автопилот способен вести машину без этих пауз. Исключение – заезды на заправку.

3. Безопасность. Робот не заснет за рулем, он не превысит скорость и не «пролетит» на красный свет. В конце концов - не тяпнет рюмочку и не засмотрится в телефон!

Вкратце: никаких штрафов и лишних перерывов, а из расходов - только топливо и текущий ремонт. Идеальный расклад для таксопарков и логистических компаний!

В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ?

Есть несколько дилемм, которые решить не удается. Три главные:

1. Юридическая (и отчасти – философская)

- Кто несет ответственность за ДТП? Во всех странах мира в законах прописано: автомобиль не может ехать без водителя, - рассуждает автоэксперт Андрей Ломанов. – Это не просто так. Случись авария – кто должен отвечать за последствия? Если виновен человек за рулем – все понятно. А если вел автопилот? Опять человек? Так он в этом случае просто пассажир, он не должен был следить за ситуацией. Производитель? Но ему проще прописать в руководстве, что вся ответственность на владельце, и весь смысл беспилотного управления пропадает.

Тут патовая ситуация, выхода из которой пока не видно.

Сейчас машины, умеющие следить за дорогой, считывать знаки, самостоятельно контролировать дистанцию, скорость и следовать маршруту - не такая уж редкость / Фото: Shutterstock.

2. Технологическая

Основная проблема автомобильного транспорта – высокая интенсивность движения. Так-то автопилоты используют во всех сферах. Самолет Douglas C-54 Skymaster перелетел через Атлантику в автоматическом режиме (включая взлет и посадку) еще – страшно сказать! – в 1947 году. Беспилотные поезда в метро и аэропортах разных городов мира стали курсировать в 90-е годы. Речные трамваи на автономном управлении с 2023-го катают пассажиров по Москва-реке.

Но воздух, рельсы и вода – это одна история. Асфальт – совершенно другая.

- Все упирается в количество алгоритмов, которое должны прописать программисты, чтобы предугадать и просчитать все варианты развития событий, - рассказывает ведущий инженер-разработчик компании «СберТех» Аркадий Алонин. – В плотном автомобильном потоке их в миллионы раз больше, чем, например, при движении воздушных судов. Уйдут годы на сбор и анализ всех данных, прежде чем получится предусмотреть все варианты. А без этого ни о какой безопасности беспилотных машин говорить не приходится.

3. Инфраструктурная

Темной ночью на разбитом проселке и живой человек не всегда видит край дороги. А если разметку занесло снегом? Или идет ремонт шоссе, и знаки (как водится) стоят, как попало?

Нельзя просто взять - и разработать идеальный беспилотный автомобиль. Надо построить и идеальные дороги. Не только в центрах крупных городов. Везде.

Что, признаем, пока нереально. Не только в России.

РЕЗЮМЕ

- Беспилотные такси, грузовики, автобусы – все это мы увидим относительно скоро, - рассуждает Андрей Ломанов. – Только курсировать они будут по определенным маршрутам и в строго очерченных зонах. О полной свободе передвижения этих автомобилей по-прежнему остается мечтать.

Типы автономности / Фото: Дмитрий ПОЛУХИН.

Часть II. летающие автомобили

КАК МЫ ЭТО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ?

Садишься в машину, поехал, встал в пробку… Нажал «кнопку» - перелетел затор - поехал дальше. При необходимости – повторить.

В идеале – летаешь везде и всегда. Как Фантомас. На крайний случай – как «Черная молния». Ну или как герой Брюса Уиллиса, спасающий Лилу в «Пятом элементе».

Массово на летающие автомобили мы не пересядем / Фото: EAST NEWS.

ЧТО ЕСТЬ СЕЙЧАС?

Увы, до Фантомаса по-прежнему – как до Луны. Но летающие машины все равно есть!

Китайская компания Xpeng в конце октября начала строительство завода по производству модульных летающих автомобилей Land Aircraft Carrier (LAC). Правда, концепция своеобразная: есть просто машина, а есть спрятанный внутри нее дрон, рассчитанный на двоих человек. Мол, приехали вы на природу, увидели красивые пейзажи – сели в тот самый дрон и полетели обозревать окрестности… Говорят, уже собрали 3 000 заказов. А выпускать планируют по 10 тысяч таких машин в год.

Есть и другие варианты. Китайский гигант Chery показал модель Land and Air Vehicle – некий гибрид обычного автомобиля с вертолетом. Хочешь – едешь по обычным дорогам. Надоело – поднялся на высоту до 1000 метров и умчался со скоростью до 120 км/ч в любом направлении. Заказано уже больше тысячи штук. Цена – $280 тысяч. Правда, начало сроков производства неизвестно.

Только все это мало похоже на автомобили. Скорее – на мини-вертолеты. Которые, кстати, разрабатывают все и везде. От Joby Aviation, в которую японская Toyota ввалила почти миллиард (!) долларов (разработка ведется больше 7 лет, а сроки старта производства по-прежнему неизвестны). До российского проекта аэротакси Hover – тут первые полеты обещают в 2025 году.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Как и с беспилотниками – чистая коммерция.

Сейчас никто даже не думает, чтобы обычный водитель на доступной машине мог перелететь пробки или промчаться вертикально вверх вдоль башен «Москва-Сити» просто удовольствия для. Нет сейчас технологий, способных обеспечить бюджетное решение такой задачи. Для этого нужна гравицапа – или любой другой прибор, способный отключать гравитацию. Ученые решают задачу. К сожалению, вряд ли решат на нашем веку…

Так что все современные летающие «автомобили» (в кавычки взяли неспроста) – это интерпретация вертолетов. Или коптеров. Где подъемную силу обеспечивают турбовинтовые механизмы.

Основная задача – оптимизировать рынок воздушных перевозок на короткие расстояния. Чтобы «поездка» стала дешевле, чем на нынешних аэротакси (вертолетах и небольших лайнерах). Они присутствуют во всех крупнейших городах, включая Москву. Но обходятся очень дорого.

А концепты в духе упомянутого выше Xpeng – не что иное, как игрушка для миллионеров.

В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ?

Если пофантазировать... Представим мир, где летающие машины доступны всем. Что, кроме денег, может этому помешать?

1. Управление

- У нас обычными машинами не всех могут научить управлять. Примеров хватает – каждый день по сводкам ДТП видим. Что говорить про воздушную технику! – отмечает Андрей Ломанов. – Во-первых, научиться управлять таким транспортом – дорого. Во-вторых – очень сложно. Не все осилят.

И если легкое столкновение на дороге чревато максимум поцарапанным бампером, то такое же воздушно-транспортное происшествие способно обернуться трагедией.

2. Организация движения

- Самолеты не летают, как хотят, - говорит пилот, командир Boeing 737 Андрей Межинцев. – У нас есть воздушные трассы, проложенные по маякам и радарам. А каждый борт ведут диспетчеры, которые контролируют высоту, скорость, курс. Следят за обстановкой в небе. Даже при пиковой нагрузке – например, при посадке в загруженном аэропорту – один диспетчер следит максимум за парой десятков бортов. Теперь представьте, что этих бортов – несколько тысяч… Это сколько же надо диспетчеров? А без них в таком вопросе – никуда.

Организация движения летающих машин при массовом использовании – одна из самых сложных задач. К решению которой пока даже не приступили.

3. Целесообразность

С учетом предыдущих проблем, проще не покупать летающий автомобиль, а нанять вертолет/самолет с уже подготовленным экипажем. Который довезет, куда угодно. Хоть до дачи, хоть до клевого места (в смысле – до места, где хорошо клюет). Но… подобные сервисы есть и сейчас. С обычными вертолетами и бизнес-джетами.

РЕЗЮМЕ

- Массово на летающие автомобили мы не пересядем, - отмечает Андрей Ломанов. – А вот парящие роботакси появятся скоро. Просто перемещаться они будут по выделенным трассам. Подошел, сел, сказал, куда тебе надо… И полетел.

Николай МЫСИН

Заглавное фото: Все, что еще недавно казалось фантастикой, уже воплощается в жизнь / Фото: Shutterstock.

Источник: www.kp.ru