Самая удаленная от суши точка на Земле имеет множество названий, но чаще всего ее называют точкой Немо, или океаническим полюсом недоступности. Расположена она по координатам 48°52,6? южной широты и 123°23,6? западной долготы. Ближайший островок суши находится примерно в 2250 километрах отсюда. Благодаря своей удаленности, это место является идеальным для захоронения космических аппаратов, и поэтому космические агентства нередко называют его еще и «кладбищем космических кораблей».
«Это место находится в Тихом океане и представляет собой самую удаленную от любой человеческой цивилизации точку на нашей планете», — описывает точку Немо аэрокосмическое агентство NASA.
Однако у Билла Айлора, аэрокосмического инженера и специалиста в вопросах возвращения космических аппаратов в атмосферу, имеется по поводу этого места другое определение:
«Это самое лучшее на планете место для того, чтобы что-то уронить с космоса, не принеся при этом стороннего ущерба».
Чтобы «похоронить» очередной космический аппарат на этом кладбище, космическим агентствам требуется некоторое время для проведения нужных расчетов. Как правило, более компактные спутники не заканчивают свою жизнь именно в точке Немо, так как, объясняет NASA, «тепло, создаваемое атмосферным трением, в большей степени уничтожает падающий со скоростью несколько тысяч километров в час спутник еще до того, как он упадет. Та-да! Это словно магия. Будто бы и не было никакого спутника!».
Совсем другое дело — более крупные объекты вроде Тяньгун-1, первой китайской орбитальной космической станции, запущенной в сентябре 2011 года, вес которой составляет порядка 8,5 тонны. Китай потерял управление 12-метровой орбитальной лабораторией в марте 2016 года. Прогнозы неутешительные. Станция должна упасть на Землю где-то в начале 2018 года. Где именно? Пока никто не знает. Тот же Айлор, работающий на некоммерческую организацию Aerospace Corporation, говорит, что его компания, скорее всего, не решится делать прогнозы ранее чем за пять дней до того, как станция ожидаемо разрушится в атмосфере Земли. Когда это произойдет, сотни килограммов различных металлических частей вроде титановой обшивки станции, топливных баков и много чего еще продолжат свое падение со скоростью свыше 300 километров в час, пока в конечном итоге не упадут на поверхность планеты.
Так как Китай потерял контроль над станцией Тяньгун-1, страна не может уверенно спрогнозировать, упадет ли она в точку Немо.
Свалка космических кораблей
Что интересно, астронавты, живущие на борту Международной космической станции, по факту находятся ближе всех к этой самой точке Немо. Все дело в том, что МКС кружит над Землей (и в частности над местом, о котором мы говорим) на высоте около 400 километров, в то время как ближайший к точке Немо клочок суши находится гораздо дальше.
Согласно Popular Science, с 1971-го по середину 2016-го космические агентства со всего мира похоронили здесь как минимум 260 космический аппаратов. При этом, как отмечает портал Gizmodo, количество утилизированных космических аппаратов резко возросло с 2015 года, когда их общее число составляло на тот момент всего 161.
Здесь, на глубине более трех километров, нашла свое последнее пристанище советская космическая станция «Мир», более 140 российских грузовых космических кораблей, несколько грузовиков Европейского космического агентства (например, первый автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» серии ATV) и даже одна из ракет SpaceX, если верить отчетам Smithsonian.com. Правда, космические аппараты здесь вряд ли можно назвать аккуратно сложенными в одну кучу. Айлор отмечает, что такие большие объекты, как станция Таньгун-1, могут при падении развалиться на части, покрыв площадь в 1600 километров вдоль и несколько десятков поперек. Сама же территория «отчуждения» точки Немо занимает площадь более 17 миллионов квадратных километров, поэтому найти конкретный упавший космический аппарат здесь не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.
Конечно, далеко не все космические аппараты заканчивают жизнь на этом кладбище космической техники, но шансы на то, что часть разрушающегося космического аппарата упадет на кого-то из людей, вне зависимости от того, где этот космический аппарат будет падать на Землю, очень малы, отмечает Айлор.
«Разумеется, нет ничего невозможного. Однако с момента начала космической эры последний случай, который приходит на память, произошел аж в 1997 году. Тогда в Оклахоме на женщину упала недогоревшая часть ракеты», — поясняет Айлор.
Гораздо большую опасность мертвый космический аппарат может создавать именно на орбите.
Реальная угроза космического мусора
На данный момент на различных высотах вокруг Земли кружат около 4000 искусственных спутников. А в ближайшем будущем должно появиться еще больше. Илон Маск и его компания SpaceX обещают запустить свою собственную сеть Интернет, которую будут обеспечивать 4425 новых спутников. Другими словами, на орбите и сейчас полно различных космических аппаратов, а вскоре вообще будет не протолкнуться.
Согласно статистике сайта Space-Track.org, помимо спутников на орбите находятся тысячи неконтролируемых останков ракет, а также более 12 000 других искусственных объектов размером больше человеческого кулака. И это если еще опустить бесчисленное число различных шурупов, болтов, кусков засохшей краски (с обшивки ракет) и множества металлических частиц.
«Со временем страны начали понимать, что в буквальном смысле захламляют космос и это создает серьезную угрозу не только для их систем, но вообще для всех», — добавляет Айлор.
Самое худшее, по мнению специалистов того же Европейского космического агентства, может произойти тогда, когда два куска космического мусора сталкиваются друг с другом, особенно когда эти объекты большого размера.
Случайные столкновения тех же спутников хоть и происходят очень редко, но происходят. Последние такие инциденты были в 1996-м, 2009-м и два в 2013-м. В результате подобных событий, а также в результате намеренного уничтожения спутников появляется огромное число космического мусора, создающего угрозу другим рабочим спутникам и опасность цепного эффекта.
«Мы выяснили, что этот мусор может оставаться на орбите в течение сотен лет», — комментирует Айлор.
Для предотвращения появления нового космического мусора стареющие космические аппараты нужно со временем сводить с орбиты. Многие космические агентства, а также частные космические компании сейчас рассматривают возможность создания специального космического аппарата-мусорщика, который мог бы производить захват отживших свое спутников и других космических аппаратов и направлять их прямиком в подводное кладбище космических кораблей на Земле.
Однако тот же Айлор, как и некоторые другие эксперты, настаивает на разработке новых технологий и методов, с помощью которых можно будет захватывать, тащить и убирать старый неконтролируемый космический мусор, накопившийся на орбите и представляющий настоящую угрозу.
«Я предложил что-то вроде XPRIZE и Grand Challenge, где можно было бы отобрать концепты трех наиболее подходящих космических аппаратов и дать гранты на их разработку и последующее использование при очистке орбиты планеты», — говорит Айлор.
К сожалению, технические трудности в реализации подобных планов стоят далеко не на первом месте среди проблем, когда есть такое понятие, как бюрократия.
«Технические сложности здесь далеко не самое основное. Основную проблему здесь создает идея частной собственности. Например, ни одна другая нация не имеет право прикасаться к тем же американским спутникам. Произойди такое — и это может быть рассчитано как акт военной агрессии», — объясняет Айлор.
По мнению Айлора, перед лицом общей угрозы нации всего мира должны объединиться, потому что только так можно будет эффективно решать подобные проблемы.