Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет исследования в нескольких инновационных сферах, например, в области радиофотоники и создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). О последних разработках концерна в сфере РЭБ, планах на 2016 год и военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков рассказал в интервью РИА «Новости».
— Над какими новыми проектами сегодня работает КРЭТ?
— В 2016 году мы планируем завершить целый ряд опытно-конструкторских работ и уже сейчас готовимся к выпуску техники нового поколения. В частности, это системы и средства, которые разработаны в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по комплексу РЭБ «Рычаг-АВМ». Также закончена разработка наземного комплекса нового поколения РЭБ, который будет парировать угрозы со стороны средств воздушно-космического нападения. Он включает в себя новейшие модули радиоэлектронной разведки (станции пассивной локации), которые способны вести разведку с еще большей детализацией, чем комплекс «Москва-1». В этом комплексе применены не только триангуляция, но и другие методы геолокации: разностно-дальномерный и фазовый. Применена совершенно новая система построения модулей управления, новые алгоритмы организации радиоэлектронного подавления, значительно расширена номенклатура и боевые возможности модулей радиоэлектронного подавления, способных эффективно подавлять все современные и перспективные РЭС воздушно-космического базирования.
В 2016 году мы планируем завершить целый ряд опытно-конструкторских работ и уже сейчас готовимся к выпуску техники нового поколения
ИГОРЬ НАСЕНКОВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КРЭТ
— Каковы основные направления экспортной деятельности концерна? Какие регионы вы считаете наиболее перспективными для продвижения российской военной радиоэлектронной продукции?
— Для КРЭТ важнейшими регионами остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, это прежде всего Индия и Китай. Кроме того, следует отметить, что, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона, КРЭТ особый упор во внешнеэкономической деятельности делает на страны Ближнего Востока. С Ирана начинают снимать санкции, и есть уже определенные заделы по сотрудничеству с этим крупным игроком Ближнего Востока. Также в 2015 году состоялись переговоры со странами Латинской Америки, которые заинтересованы в продукции концерна.
На данный момент КРЭТ предлагает иностранным партнерам комплексы радиоэлектронной борьбы семейств «Рычаг», «Красуха», «Президент-С», «Ртуть», «Москва», а также экспортную модификацию авиационного комплекса индивидуальной защиты «Хибины».
— Ожидаете ли вы рост экспорта в следующем году в сложившейся ситуации — на фоне санкций и так далее?
— Санкции серьезного влияния на производство техники КРЭТ не оказывают. Во-первых, за предыдущие годы были сделаны достаточные запасы электронно-компонентной базы. Во-вторых, никто не отменял наработанные логистические цепочки по всему миру, которые позволяют работать с достаточно широким спектром партнеров на рынке комплектующих.
— Насколько серьезной вы считаете проблему импортозависимости? Что делается концерном для ее решения?
— КРЭТ вложит 24 миллиарда рублей в перспективные научные исследования и работы для создания отечественных аналогов оборудования, которое ранее закупалось в странах Евросоюза, Восточной Европе и США. Если говорить об импортозамещении на украинском направлении, то те программы импортозамещения и импортонезависимости, которыми сейчас занимается КРЭТ, позволят в 2016 году полностью заменить комплектующие украинских поставщиков (на это уже выделено 4,6 миллиарда рублей) и разместить заказы на всю продукцию, которую КРЭТ так или иначе заимствовал на Украине, на своих предприятиях. В 2017 году мы планируем заместить продукцию стран НАТО и ЕС.
— Расскажите, какие возможности приобретает самолет пятого поколения ПАК ФА благодаря новейшим радиоэлектронным системам КРЭТ?
— КРЭТ уже рассказывал об особенностях комплекса РЭБ «Гималаи» и бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), устанавливаемых на ПАК ФА. Сейчас мы хотим обратить внимание на принципиально новый радар, который разработан для ПАК ФА. Этот радар имеет несколько диапазонов работы и будет работать не только в передней полусфере — у него будет также целый ряд возможностей для кругового обзора, чтобы у летчика была полная информация о радиолокационной обстановке, чтобы без осуществления действий по маневрированию можно было узнать, что происходит слева, справа, сзади, в автоматическом режиме с проекцией на шлем и на интерактивные стекла кабины.
По своему предназначению самолет ПАК ФА не просто относится к самолетам пятого поколения — в нем воплощены принципиально новые идеи. То есть это уже стопроцентно цифровой самолет, который не только предоставляет летчику информацию по запросу, но и обеспечивает полностью информационное обеспечение пилота — для этого самолет оснащен «умной обшивкой». Под «умной обшивкой» мы понимаем то, что многие поверхности самолета представляют собой универсальные антенные системы, которые при применении обеспечивают комплексное использование всего ресурса самолета. В первую очередь, мы говорим о том, что комплекс радиолокационной станции может выполнять функции и средства пассивной разведки, и средства активной радиолокации, и специализированного средства радиоэлектронной борьбы.
Например, комплекс РЭБ «Гималаи» в определенных точках пространства для обеспечения защиты использует энергетический ресурс РЛС. Все это делается для того, чтобы самолет имел возможность кругового обзора пространства в пассивном и активном режимах, имел возможность обеспечить стопроцентную защиту также вкруговую, чтобы системы связи и управления, электронной борьбы прикрывали самолет со всех радиусов. Именно так в нем комплексируются возможности различных радиоэлектронных систем, что делает самолет максимально защищенным и неуязвимым. Системы связи тоже могут применяться в защищенных режимах — формировать передачу информации не вкруговую, а в направлении только тех пунктов, куда ему нужно сбросить ту или иную полетную информацию, получить задание или информацию иного значения. Это сделано в том числе и для обеспечения максимальных возможностей самолета по применению оружия, по максимизации возможностей электронной защиты. Мы можем сказать, что в ПАК ФА все работает в общем контуре цифровой системы управления самолета и обеспечивает максимальный комфорт и максимальную степень управляемости для пилотов.
— Начались ли поставки в ВС РФ первой партии специальных контейнеров, благодаря которым фронтовой бомбардировщик Су-34 превращается в самолет РЭБ?
— Первая партия будет поставлена в ноябре этого года. На законцовках крыльев всех Су-34 установлен базовый комплект многофункционального комплекса РЭБ «Хибины-10В». В этом году Минобороны получит первую партию устанавливаемых под фюзеляжем так называемых контейнеров наращиваемого состава, позволяющих превратить стандартный Су-34 в специализированный самолет радиоэлектронной борьбы, который сможет защитить не только себя, но и обеспечить эффективное радиоэлектронное подавление радиолокационных комплексов и зенитных ракетных систем, самолетов дальнего радиолокационного дозора и так далее, то есть защиту и других самолетов группы.
Таким образом, Су-34 сможет быть не только боевым самолетом, но и специальным самолетом радиоэлектронной борьбы.
— Ведет ли КРЭТ работу над созданием каких-либо систем для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета? Какие технические решения может предложить концерн этому проекту?
— Предприятия КРЭТ готовы участвовать в разработке и предложить весь спектр бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для этого вертолета. В частности, 16-18 сентября 2015 года в Пекине была проведена рабочая встреча делегаций КРЭТ и AVIC Avionics systems по подготовке предложений в план взаимодействия Госкорпорации Ростех и китайской корпорации AVIC на 2016 год в области авионики.
Предприятие КБПА из состава КРЭТ готово предложить разработку системы автоматического управления. КБПА является основным разработчиком пилотажных комплексов и систем автоматического управления для всех вертолетов, разрабатываемых фирмами «Миль» и «Камов». Расширяемый установкой САУ функционал позволяет в автоматическом режиме выполнять полет от взлета до посадки, при этом снижается нагрузка на экипаж. С применением изделий КБПА вертолет сможет конкурировать с новейшими разработками западного вертолетостроения.
Предлагается оснастить разрабатываемый тяжелый вертолет и бортовым комплексом обороны «Президент-С».
— Как продвигаются исследования КРЭТ в области радиофотоники с целью создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР)? Каких результатов уже удалось добиться?
— Фотонные технологии значительно расширят возможности современных средств связи и радаров — их масса снизится более чем вдвое, а разрешающая способность увеличится в десятки раз. Речь, прежде всего, идет о проекте создания радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР), включающем в себя создание лаборатории на базе концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и других систем нового поколения.
КРЭТ уже начал лабораторные исследования в области радиофотоники с целью создания РОФАР для оснащения ею радаров нового поколения, что позволит получить возможность радиолокационного «зрения»
ИГОРЬ НАСЕНКОВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КРЭТ
КРЭТ уже начал лабораторные исследования в области радиофотоники с целью создания РОФАР для оснащения ею радаров нового поколения, что позволит получить принципиально новые ТТХ для РЛС, то есть возможность радиолокационного «зрения».
Работа, рассчитанная на 4,5 года, ведется в строгом соответствии с тем графиком, который нами был согласован с Фондом перспективных исследований. Лабораторные исследования отдельных элементов сейчас уже идут. Из этих элементов будет строиться РОФАР. До 2018 года КРЭТ уже покажет натурный образец РЛС.
— Что КРЭТ может предложить самолету Ил-114, возобновление производства которого планируется в России?
— Что касается Ил-114, то здесь прежде всего надо отметить, что предприятия КРЭТ традиционно участвовали в создании этого самолета и авионика для него была создана в НИИ АО и в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения (УКБП). КРЭТ будет предлагать для Ил-114 все, начиная от общесамолетных систем, всех видов датчиков, топливных систем до всех типов локационных систем и бортовых комплексов обороны. Это наша тема в полном объеме.
— Будет ли меняться в 2016 году корпоративная структура концерна?
— Мы хотим уйти от субхолдингов, которые сегодня у нас есть. Например, в концерне «Авионика» сосредоточены пакеты акций предприятий, которые занимаются разработкой и производством серийного бортового радиоэлектронного оборудования по военной тематике. Есть у нас и «Авиаприборхолдинг», который не ведет никакой рыночной деятельности — в нем сосредоточены пакеты акций предприятий, занимающихся разработкой и производством БРЭО для гражданских самолетов и вертолетов. На сегодняшний день весь управленческий аппарат мы уже там оптимизировали до количества 5-7 человек. Это все было создано искусственным образом. Все компетенции на сегодня сосредоточены в КРЭТ, а эти концерны являются лишь держателями пакетов акций. Поэтому мы планируем начать работу по их ликвидации. По возможности хотелось бы завершить ее в 2016 году, но, скорее всего, получится закончить в 2017 году.
Мы хотим уйти от этих пестрых излишеств и навести порядок в структуре корпоративного управления. Речь идет о здравом смысле и об оптимизации финансово-экономических потоков.
Мы также намерены выстраивать жесткую кооперацию по разработке нашей техники. Сегодня сложилась ситуация, когда наши предприятия-разработчики формируют кооперацию в основном из предприятий, не входящих в состав концерна. В результате получается, что вся эта кооперация уже и в серийном производстве опять состоит из предприятий, которые не входят в состав КРЭТ. Таким образом, мы теряем объемы по выручке, теряем серьезную долю чистой прибыли, которая могла бы оставаться в концерне. Сейчас мы эту работу начали, сформировали через советы директоров четкие правила, довели их до исполнительных органов, до генеральных директоров наших предприятий — вся кооперация по разработкам на стадии ее формирования будет утверждаться в концерне.
— Какова сегодня в целом ситуация с кадрами на предприятиях КРЭТ?
— У нас подписаны соглашения с 25 вузами по подготовке молодых специалистов. Подготовка ведется по ста с лишним специальностям. В наших научно-исследовательских институтах есть две аспирантуры, которые готовят кандидатов и докторов по базовым для предприятий КРЭТ специальностям. Работа активизирована три года назад. Теперь она дает свои плоды.
Кадровый состав помолодел. Мы предлагаем и решение квартирного вопроса. Например, 10% прибыли мы оставляем предприятиям на решение социальных проблем. А они уже могут предлагать своим сотрудникам и льготные кредиты, и рассрочки платежей.