«Сбербанк принял решение о создании Лаборатории нейронаук и поведения человека, которая будет проводить научные исследования в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики и внедрять результаты научных разработок в повседневную практику компаний Группы Сбербанк». Это не шутка, такой официальный пресс-релиз был опубликован на сайте крупнейшего банка России на прошлой неделе.
В том же пресс-релизе цитируется заявление первого заместителя председателя правления «Сбербанка» Льва Хасиса: «Основной задачей лаборатории является достижение полной релевантности коммуникаций и продуктов экосистемы «Сбербанка» потребностям человека. Мы хотим благодаря разработкам лаборатории сформировать эмоциональную связь с каждым, кто соприкасается с продуктами нашей экосистемы, и расцениваем эту связь как основу нашей конкурентоспособности».
Интересно, что руководство банка рассматривает его коллектив как «экосистему», то есть некое более-менее замкнутое биологическое сообщество (в естественной среде это, например, пруд с рыбами и водорослями или изолированный островок).
Возглавить новую лабораторию намерен известный по телепередачам доктор Андрей Курпатов. «Андрей компетентный специалист, он уже читал лекцию о работе мозга и психики для сотрудников Сбербанка. Герман Греф известен тем, что не только среду эджайла развивает, но приглашает разных спикеров, например, специалистов по медитации и йоги из Индии, или преподавателей восточных духовных практик», – заявил 13 сентября русской версии журнала Forbes председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Дмитрий Ковпак.
Про эмоциональную связь «Сбербанка» с клиентами говорить, конечно, смешно – это ведь тот самый банк с мемом «в каком отделении открывали карту, туда и идите». Его эмоциональная составляющая – это вечно грязные холлы, неработающие банкоматы, комиссия за любые услуги и прочее. Электронный экран со списком номеров клиентов в «Сбербанке» вполне может быть развернут в другую сторону от дивана, где предлагается сесть клиентам во время ожидания. Регулярные блокировки транзакций, потому что они показались «Сбербанку» подозрительными. Такая вот клиентоориентированность.
Нет, работать над удобством работы с клиентами мы не будем. Мы будем работать с психологией в «нашей экосистеме». Честно говоря, напоминает какую-то секту.
И даже не то чтобы напоминает. Напомню описанный мною ранее эпизод – 9 ноября 2017 года индийский йог и проповедник (гуру) Джагги Васудев, более известный как Садхгуру, выступил на лекции «Трансформация лидерства: новые вызовы и возможности» для сотрудников «Сбербанка». Выступал Садхгуру лично по приглашению Германа Грефа, который и сидел рядом с индуистским проповедником.
Что именно может повысить в работе сотрудников банка индийский йог, непонятно, но повышенное внимание к подобного рода сектантам (а в Индии у Садхгуру – мощная религиозная организация, проповедующая в своих храмах культ поклонения изваяниям лингама, собственно, изображающим человеческие половые органы).
Подобные «заскоки» в мистику уже случались у «оторвавшихся от земли» руководителей российских банков. «Личностный рост, саморазвитие, онтологический менеджмент, онтология управления здоровьем и прочие эзотерические практики съели бизнес ФК «Уралсиб», – писали 20 мая 2015 года «Ведомости». Подробнее про то, как внедряемые руководителем банка Николаем Цветковым «эзотерические практики» за считанные годы привели к краху одной из крупнейших финансовых корпораций России, можно прочитать в большой статье «Ушёл в нирвану: как Николай Цветков строил корпоративную культуру в «Уралсибе»», опубликованной в русской версии журнала Forbes.
Только в данном случае речь идет о банке, который принадлежа государству в лице Банка России, проводит под руководством Грефа все более и более антигосударственную политику – то демонстративно отказываясь открывать отделения в Крыму (словно солидаризуясь с Западом, который не признает переход полуострова в состав России), то с огромным убытком продавая свой самый прибыльный зарубежный актив в Турции, как раз после того, как наши страны достигли политического взаимопонимания и перешли к тесному экономическому сотрудничеству.
Владимир Лактюшин