Гравицапа Илона Маска


20 ноября прототип космического многоразового корабля «Старшип» компании SpaceX Илона Маска взорвался в ходе испытаний, которые проходили на площадке компании у города Браунсвилл, штат Техас.

Полное конструктивное разрушение прототипа произошло во время испытания топливных баков, которые в тестовом режиме заполнялись компонентами топлива. В результате нештатной ситуации на испытаниях внутренним давлением верхушку «Старшипа» просто оторвало от нижней части прототипа, после чего она была подброшена вверх, и упала недалеко от испытательной площадки. К счастью, во время инцидента никто не пострадал, так как операции заправки «Старшипа» топливом производились в автоматическом режиме, без людей на площадке.

Казалось бы — досадная неожиданность, а в запасе у компании SpaceX есть ещё один «Старшип», который параллельно первому собирают во Флориде, но, как говорится, «есть один нюанс». Нашего «непризнанного гения современности», Илона Маска, много раз предупреждали о том, что, решив при создании своего нового детища абсолютно не сомневаться в своей непогрешимости, он фактически наплевал на классический инженерный подход и на всю сумму накопленных знаний о создании ракет. Вместо этого инженерам SpaceX был выдан весьма неясный «список пожеланий» Илона Маска, после чего они начали лепить изделие буквально из «пластилина и палок», по ходу создания ракеты пытаясь собрать её из отдельных частей, часто несовместимых друг с другом.

Достоянием общественности сразу же после катастрофы стал удивительный кадр, на котором рабочий SpaceX забивает что-то на злополучной крышке «Старшипа» обычной... кувалдой. Судя по всему — подгоняя упрямую деталь на её штатное место. Согласитесь, новое слово в ракетостроении!

Впрочем, «новый инженерный подход» Маска изрядно пугал внимательных наблюдателей и до того, особенно в связи с реализацией проекта пилотируемого корабля для НАСА, злополучного «Дракона». В тестовых полётах и испытаниях «Дракона» всё плавится, взрывается и вообще мало похоже на рабочее изделие. В итоге, вместо обещанного в начале пути по разработке собственного корабля первого полёта американских астронавтов в 2017 году, теперь в SpaceX осторожно говорят о 2020 годе. Впрочем, в НАСА «гению» уже не верят — в силу чего американское космическое агентство запросило у «Роскосмоса» дополнительные места для своих астронавтов  в IV квартале 2020 г. («Союз МС-17») и II квартале 2021 г. («Союз МС-18).

Создание «Дракона» явно показывает, что Маск заигрался в сюжет: «Я всё могу, я же гений», — и уже упускает массу мелких, но важных деталей, которые губят даже такие, казалось бы, известные всем проекты, как пилотируемый корабль для околоземной орбиты. А в случае «Старшипа», извините, на площадке собирают ракету размером, который ещё никто не делал и тем более — не запускал в космос с первого раза.

Кроме того, столь чудовищно большую ракету, превосходящую по размерам даже знаменитый лунный носитель «Сатурн-5» и советскую лунную ракету Н-1, Маск собирает буквально «в чистом поле», так как решил сэкономить на постройке здания монтажно-испытательного корпуса. Последствия такой экономии тут же отразились и на качестве сборки: кривые листы нержавейки, сваренные неровным швом, буквально за неделю до катастрофы попали в официальный репортаж с испытательной площадки. В итоге «Старшип» даже сравнили с гравицапой из фильма «Кин-дза-дза» и, как оказалось, вполне обосновано.  

Конечно, рядовой почитатель «гения» будет всячески его защищать, приводя в пример однозначно успешный опыт Илона Маска в деле разработки частных ракет и доведения до ума в их конструкции нескольких «витавших в воздухе» идей — например, посадки ступеней в вертикальном положении за счёт использования остатков топлива в них.

Однако в этом случае SpaceX действительно стоял «на плечах гигантов»: за десятилетия космической эры в США и СССР был накоплен громадный инженерный и научный задел, чем и воспользовались конструкторы SpaceX — кстати, почти поголовно выходцы из НАСА, Boeing, Lokheed и других «гигантов» космической отрасли. А вот в случае «Старшипа» этот подход «подсмотреть и сделать у себя чуть лучше» ожидаемо стал буксовать — просто потому, что таких громадных ракет и в столь авантюрном режиме до Маска никто не делал. Да и не собирался, прекрасно осознавая все риски такого начинания.

Подход Маска к созданию «Старшипа» ещё до катастрофы прототипа любили сравнивать с популярной компьютерной игрушкой Kerbal Space Program. В ней игроку предлагается собирать свои ракеты в стиле конструктора LEGO, проходя болезненный путь проб и ошибок и попутно отправляя в мир иной маленьких человечков-«кербонавтов», чьей участью оказалось испытание неудачных изделий на пути к реально полетевшей ракете. Насколько рабочим окажется такой «новый подход» к созданию ракеты — всегда вызывало вопросы, хотя надежда, что «уж у Маска-то всё получится», умрёт последней.

Алексей Анпилогов

Источник: zavtra.ru





Комментарии

  1. Даша 27 ноября 2019, 08:02 # 0
    Парни/девчата! Летать на принципе КЕРОСИНКИ пора заканчивать!
    Далеко такой примус не улетит( при этом энергии вокруг много, она ЗЕПЛАТНА!)
    (Смекаем, где лажа?)
    Какая страна первой осмелится использовать иной( неразрешенный захватчиками) принцип полета?
    Ясно дело — это ВЕЛИКИЙ КИТАЙ( им пофиг «законы» людоедов-рокфеллеров).