Русские Вести

Главный транспорт Арктики: в России спроектирован новый морской экраноплан


Передовая машина из отечественных комплектующих разработана НИИ авиационного оборудования (НИИАО). А-050 обладает грузоподъемностью в 9 тонн, способен перевозить 100 пассажиров на дальность до 5 тыс. км при крейсерской скорости 350–450 километров в час. На не имеющем мировых аналогов корабле-самолете предусмотрена установка стартовых двигателей Р-195, как на штурмовике Су-25, и маршевых ТВ7-117 СМ, как на самолете Ил-114.

Бонусы транспорта на экранном эффекте заключаются в его колоссальной эргономичности. Взлетно-посадочной полосой для экраноплана может служить любой относительно крупный водоем на территории России. Его грузоподъемность в перспективе может превысить возможности самолета. Экраноплан эксплуатируется в любых климатических условиях. Единственным требованием является наличие относительно ровной поверхности. В этом качестве может выступать не только вода, но и ледяные, покровы, заснеженные равнины. Аэродинамическая подъемная сила корабля проявляется за счет возникновения экранного эффекта на большой скорости. В отличие от самолета экраноплан летает не в небе, а на земле (вернее на расстоянии не более метра над поверхностью земной или водяной тверди.

Отметим, что конструкторская школа экранопланостроения сложилась в позднем СССР. Однако рождение суперперэффективной отрасли было сорвано лихими девяностыми, а едва начавшееся производство экранопланов остановлено. За годы либеральной стагнации работа над совершенствованием экранных технологий не останавливалась благодаря энтузиазму ученых.

Дальнейший успех отрасли сегодня зависит от наличия госзаказа.

Напомним, что инициатором возобновления работ по экранопланам стало Министерство обороны, которое хочет получить экраноплан грузоподъемностью свыше 200 тонн к 2020 году.

Однако и на гражданке корабли-самолеты являются более чем востребованы. Особые геоклиматические условия России открывают перед судами на экранном эффекте колоссальные перспективы. Сеть сибирских рек представляет из себя готовую систему высокоскоростных магистралей, по которым грузы и пассажиропотоки могут доставляться в самые глухие и глубинные уголки континента, от тундры до казахских степей. Особенно актуально это становится в связи с открытием круглогодичной навигации по Севморпути. 

Источник: nacontrol.ru