Чаще всего россияне патентуют изобретения в сфере транспорта, пищевой промышленности, сельского хозяйства, фармацевтики, измерительной техники, горного дела и строительства. Об этом RT рассказали в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). По словам экспертов, несмотря на то, что интерес к изобретательской деятельности растёт, регистрировать свои разработки граждане не спешат. Почему многие идеи остаются невостребованными или «воруются» западными компаниями — разбирался RT.
Согласно данным, которые RT предоставили в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, за первое полугодие 2017 года от российских и иностранных граждан поступило 17 235 заявок на патентование изобретений. Чаще всего они касались разработок в сфере транспорта, пищевой промышленности и сельского хозяйства, фармацевтики, измерительной техники, а также горного дела и строительства.
Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев рассказал RT, что лидерство определённых отраслей свидетельствует о том, что они активно развиваются: в этих областях можно получить финансовую отдачу или экономический эффект от полученного патента. При этом Ивлиев отметил, что россияне патентуют свои изобретения не очень активно.
«Отечественные заявители по-прежнему не до конца осознают всю важность правовой охраны интеллектуальной собственности (ИС) — фундамента инновационной экономики. Мы связываем это как с недостатком специалистов в сфере ИС, способных провести начальные патентные исследования, грамотно оформить заявку на получение патента, а также специалистов по маркетингу ИС и с общим состоянием дел в сфере трансфера технологий, лицензирования патентов, эффективного использования ИС, её капитализации и коммерциализации», — сообщил он.
Ивлиев подчеркнул, что Роспатент ведёт серьёзную работу с различными ведомствами и представителями власти, направленную на стимулирование изобретательской активности. Это касается субсидирования и поддержки как зарубежного патентования, так и отечественных заявителей с помощью целого ряда налоговых льгот.
По мнению доктора технических наук, профессора МГТУ им. Баумана Евгения Бурого, современные Кулибины не спешат патентовать свои идеи, поскольку нет гарантии того, что изобретение возьмут на реализацию и потраченные на получение документа время и деньги будут компенсированы.
«Патентование стоит денег. Это дешевле, чем за границей, но всё же ощутимо. И возникает вопрос: «Что будет дальше с моим патентом?» В СССР всё было очень просто: была выплата поощрительного вознаграждения в размере 50 рублей, люди понимали свою выгоду. Сейчас можно потратить деньги и не быть совершенно уверенным в том, что ты этот патент сумеешь реализовать, что им заинтересуются. Во многом патентование — это индустрия сама в себе», — считает он.
Процедура оформления патента довольно сложна и длительна (от полутора до двух лет). Необходимо собрать массу документов, причём если хотя бы один из всего списка оформлен неправильно, заявка отклоняется. Поэтому часто изобретатели обращаются в специальные службы патентных поверенных, которые оказывают услуги по ведению дел с Роспатентом от имени заказчика. Это влечёт дополнительные затраты. Если самостоятельное оформление обойдётся в сумму примерно от 4 до 25 тыс. рублей, то помощь специалистов будет стоить от 30 до 200 тыс. рублей. Через три года после получения документа необходимо будет ежегодно вылачивать от 1700 до 24 тыс. рублей за продление патента.
Двухместный спортивный автомобиль «Крым» РИА Новости © Василий Батанов
Доктор технических наук, профессор кафедры поршневых двигателей Бауманского университета Дмитрий Онищенко со своими студентами ведёт работу над проектом «Крым», цель которого — создание первого российского спортивного родстера (двухместный автомобиль с откидным верхом. — RT), полностью построенного на базе отечественных комплектующих компонентов. Разработчики проекта рассказали RT, что уже подали несколько заявок на патенты. Однако добавили, что перед тем, как сделать этот шаг, они очень долго прорабатывали все нюансы будущего изобретения.
«Важно понимать, что ты патентуешь. Мы шли к этому около пяти лет, но не боялись, что кто-то нас опередит и запатентует первым. Ведь это не просто идея, она требует очень серьёзной инженерной проработки. Со старта проекта мы уже сделали два прототипа автомобиля, которые прошли множество испытаний. Сейчас трудимся над третьим, который, скорее всего, будет последним, предсерийным. А если кто-то смог бы пройти такой же путь, как и мы, но раньше, то я сказал бы только одно: молодцы», — поделился Дмитрий Онищенко.
По словам профессора, их команда планирует обратиться за помощью в субсидировании проекта к частным инвесторам и госструктурам, так как вкладываемых в конструирование автомобиля денег уже не хватает.
«Пока финансирование основано на инициативе самих участников, без привлечения бюджетных средств. Но чтобы вывести проект на принципиально новый уровень, нам нужны большие вложения. Например, вопрос сертификации автомобиля — очень дорогостоящая процедура. И для нас, молодых инженеров, это серьёзные траты. Поэтому без помощи бизнеса и государства нам не обойтись», — объяснил он.
© МАИ
Студентки Московского авиационного института Виктория Бояршинова и Дарья Перепелюк в сентябре этого года стали победительницами конкурса «Инновационная радиоэлектроника», где они представили проект «Эко-мониторинг» — мобильный комплекс мониторинга погоды и экологии крупных городов на базе управляемого беспилотника. На его дальнейшую разработку девушкам выделили 1 млн рублей. Однако, по словам студенток, помимо финансовой помощи, не менее важно наличие грамотной стратегии по дальнейшему продвижению проекта.
«В нашей команде Виктория является инженером-разработчиком, а я — продюсер, финансовый аналитик. Ведь чтобы реализовать задумку, помимо технической составляющей необходимо выстроить чёткий бизнес-план. Всё это нужно, чтобы повысить у потенциального инвестора интерес к изобретению», — рассказала Дарья Перепелюк.
«Эко-мониторинг» уже проходит патентное исследование, и в ближайшее время студентки подготовят патентную заявку. По словам девушек, это поможет им обезопасить свой проект от плагиата.
«Пока мы не сталкивались с попытками кражи нашей идеи. Мобильный метеозонд — новое слово в метеорологическом оборудовании. Надеемся, что таких действий по заимствованию и не предвидится. Поэтому в ближайшее время все права будут защищены», — добавили они.
Reuters © Omar Sanadiki
Изобретатель энергосберегающей технологии проращивания семян «Росинка» Андрей Забудский также отметил важность патентования изобретений. По его словам, в сельскохозяйственной отрасли России появляется большое количество востребованных инновационных разработок, которые нужно обязательно патентовать, чтобы вывести российскую науку на новый уровень.
«Сельское хозяйство за последние три года, грубо говоря, поднимается с колен. То, что использовалось до 1980-х годов, стало неактуальным, потому что все прошлые технологии потребляли большое количество энергоресурсов. Сейчас появляется много инновационных изобретений, основанных на энергосбережении. В частности, наша «Росинка». И конечно, всё надо патентовать, чтобы это было исключительно российским», — уверен он.
РИА Новости © Алексей Мальгавко
Несмотря на то что многие учёные сегодня работают над изобретениями, реализовать свои задумки удаётся единицам. Сейчас внедрять инновации готовы менее 10% отечественных компаний, сообщил RT председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Антон Ищенко. По его словам, изобретатели неактивно оформляют патенты, в результате чего многие идеи «воруются западными компаниями или остаются невостребованными», утверждает он.
«Необходимо налаживать контакты между разработчиками, инвесторами и промышленными предприятиями. Чтобы все видели и понимали коммерческую выгоду от сотрудничества. Сегодня будут выигрывать те компании, у которых есть инновационные решения, которые могут заинтересовать рынок. Нужно создавать инфраструктуру под эти процессы. Созданных площадок, таких как Сколково, не хватает. Пока ни один из отечественных фондов не может выполнить глобальной задачи по активизации инновационных процессов в стране», — заявил Ищенко.
При этом глава ВОИР отмечает, что в последние годы на государственном уровне интерес к изобретательской деятельности возвращается.
«Отношение меняется, организуется много фестивалей, конкурсов для новаторов. Науке вообще и изобретательству в частности уделяется больше внимания. ВОИР, со своей стороны, старается поддержать молодых изобретателей. Подписано соглашение с Фондом развития промышленности. Мы инициировали создание специального раздела в государственной информационной системе (ГИСП), где промышленным предприятиям предлагаются новые разработки», — сообщил эксперт.
В России патентовать изобретения начали с 1812 года, после того как император Александр I подписал манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». Патенты современного образца в России начали выдавать в 1920-е годы.
К концу 2016-го реестр Роспатента насчитывал более 312 тыс. действующих охранных документов.