Командование американского ВМФ обнародовало планы по масштабной модернизации систем управления боевых кораблей, которая начнется в 2020-ом. Из боевых рубок исчезнут современные сенсорные экраны, их заменят обновленные версии механических переключателей. Причина описывается просто – действующие системы слишком сложны, они мешает морякам правильно реагировать в аварийных ситуациях.
21 августа 2017 года эсминец «Джон МакКейн» столкнулся с контейнеровозом «Alnic MC» вблизи Сингапура. Военный корабль получил существенные повреждения, погибло 10 человек и еще полсотни были ранены. Расследование происшествия показало, что в критический момент на мостике перепутали команды и перевели сенсорную систему управления в «резервный ручной режим». Помощь компьютера оказалась недоступной, зато члены экипажа с разных постов, оснащенных тачскринами, стали одновременно отдавать противоречивые приказы.
Пока экипаж, не осознавая того, боролся сам с собой за контроль над управлением, корабль совершал хаотичные маневры. И не успел уйти с курса огромного грузового судна, хотя моряки прекрасно осознавали опасность и всеми силами пытались ее избежать. Однако стоит отметить, что из 14 человек на вахте несколько были полусонными из-за сложного графика, а некоторые и вовсе не знали, что им делать с этим оборудованием в подобных ситуациях.
В итоге командование ВМФ США приняло решение вернуться к старым, проверенным и простым электромеханическим системам. В отличие от компьютеров, они не сбоят, не предлагают сомнительные варианты решений и обеспечивают надежную обратную связь – в каком положении находится переключатель можно понять и на ощупь. Первыми обновленную систему управления получат эсминцы класса «Арли Берк», к которым относился и злополучный «Джон МакКейн».
Александр Мартыненко