Недавно со стапелей сошел первый ледокол типа ЛК-60Я. Имя ему дали знаменательное - «Арктика».
В ближайшие годы мы ожидаем еще два корабля этого типа: «Сибирь» и «Урал».
Но что отличает ледоколы этого типа от всех прочих? Предлагаю в этом детально разобраться.
Во-первых, они очень мощные - ядерная энергоустановка выдает 60 МВт. Например, ледоколы предыдущего проекта выдавали 55 МВт. Такая огромная мощность позволяет заползать на льды большей толщины, а значит, увеличивает ледовую проходимость судна. Фактически она увеличена с 2,25 метра предыдущего поколения до 2,8-2,9 метров для новых ледоколов.
Во-вторых, у них переменная осадка. Это позволяет им быть универсальными и работать как в открытом море, так и заходить в русла сибирских рек. Там как раз вырабатывают последние остатки своего ресурса атомные ледоколы проекта «Таймыр» - их скоро нужно будет заменять.
В-третьих, ледоколы типа ЛК-60Я можно за достаточно короткий промежуток времени превратить в боевой крейсер.
И эта их особенность заслуживает особого внимания.
Мы привыкли, что ледоколы – это сугубо мирный транспорт: ползут они во льдах Арктики, прокладывая путь судам, и никто их там не трогает.
Однако атомный ледокол – это 33 тысяч тонн водоизмещения. Это достаточно большой и дорогой корабль. И в случае войны некоторые страны были бы не против захватить такой кораблик. Строить атомоходы ума нужно много, а чтобы организовать операцию по захвату - гораздо меньше.
А если даже и не захватить, то отправить на дно.
Атомных ледоколов у нас никогда много не было – это не плюшевые мишки, их штамповать не выйдет. И потеря каждого из них – серьезная проблема в обеспечении функционирования Северного Морского пути.
Поэтому еще в прошлом на ледоколах проекта 10520 создавалась возможность установки арткомплексов.
Для этого на самом корабле монтировались 3-4 РЛС «Вымпел». Радиолокационная станция - что здесь плохого или милитаризованного? Совершенно ничего. Перед нами по-прежнему чисто гражданское судно.
Но в порту, на складах, ледоколы ждут 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630 в количестве четырех штук и две скорострельных 76 мм пушек АК-176. Под управлением РЛС «Вымпел» они способны организовать вокруг корабля неплохую систему обороны. Скажем, батарея из двух АК-630 имеет вероятность 0,7 поразить американскую противокорабельную ракету «Гарпун».
(Во время испытания вооружения)
Но ледоколы проекта 10520 конструировались еще в 70-е годы. С того времени военно-инженерная мысль сделала значительный скачок.
На современный ледокол «Арктика» вместо арткомплекса можно поставить зенитный ракетно-артиллерийский комплекс, они стали гораздо компактнее и легче, например, «Панцирь-М». В состав комплекса входят две автоматические пушки и восемь ракет, плюс, собственная РЛС. Пара таких ЗРПК на огромном ледоколе будет вполне уместна. Естественно, в мирное время под них нужно просто оставить место, а монтировать на палубу в случае войны.
Но система ПВО еще не делает судно боевым кораблем, для этого ему требуется наступательное вооружение.
В прошлом под соответствующие ракеты пришлось бы строить на ледоколе универсальную пусковую установку, маскировать, да и пространство во внутренних отсеках она «сожрет» немало.
Другое дело - морской контейнер, для него место всегда найдется. Мало ли чего и куда везет ледокол? А то контейнер может быть и не один. Внутри же каждого четыре ракеты всем известных «Калибров».
Конечно, такой вооруженный ледоход не станет заменой полноценному боевому крейсеру. Но вместо беззащитных целей, наши атомоходы в случае войны превращаются во вполне самостоятельные вспомогательные крейсеры. Если ледокол дополнить подводной лодкой и эсминцем, получится вполне боеспособная группа, способная и прокладывать путь во льдах и охранять его.