Русские Вести

Электронный голем и электронный голубь


Да, успехи искусственного интеллекта, этого “электронного голема” действительно изумляют. Взять и написать за автора безупречную статью, а в  скором времени, не сомневаюсь, не только написать статью, но и предложить тему, идею и стиль, о которых автор только собирался подумать, поражают воображение. Но, честно говоря, это всё не очень меня пугает.
 
Для электронного голема кроме физических облика и способностей (которые, безусловно, в ближайшее время сделаются достаточно совершенными), главная задача - всё таки работа с рациональным умом, включая логику, оперирование колоссальной информацией, создание новых методов рассуждений. Однако это по сути в лучшем случае — лишь отражение, воспроизведение, “рациональной ментальности"...  для начала какого-то индивида… Например, журналиста. Результат, которого может добиться отражение, всегда хуже результата, которого может добиться оригинал. В идеальном случае равен. То есть написанное электронным големом будет похуже или почти таким же, как написанное журналистом (предполагаем, конечно, что автор движется в сфере сугубо рациональной ментальности).
 
Но! Но если электронный голем будет отражением ментальности не одного конкретного индивида, а ментальности человечества в целом (ноосферы Вернадского), то тогда, ориентируясь на конкретного журналиста как на песчинку этой всеобщей ментальности, электронный голем сможет написать статью куда лучше его. Это по всей видимости сейчас и происходит. Он сможет не только написать лучше всякого автора его же статью, но и вообще исчислить всю его жизнь.
 
Однако если человек в своей способности отражать есть зеркало идеальное, во всяком случае многогранное, то отражательная способность электронного голема ограничивается исключительно рацио (куда, разумеется, могут быть встроены рациональные интерпретации бессознательной части ума, высказанные всякого рода психоаналитиками и исследователями пространств онирических). Более того: в доступное голему могут быть включены вообще все человеческие интерпретации чего угодно, в том числе ему принципиально недоступного: творческого акта, вырывающегося за пределы всей ментальной ойкумены, поэзии, прорывающейся к иным измерениям, да и вообще таких реалий, как чувство, осознание собственного присутствия, наличия бытия, просто жизни, …не говоря уже о мысли о Боге…
 
Чувства, живое, жизнь, вообще всё субъективное может быть доступно голему лишь как рациональные интерпретации и физические проявления. Тогда как человеку, в его способности отражать, это всё доступно непосредственно. Он сам является этим и потому это всё понимает вне всяких интерпретаций. Поэтому -- если человек в принципе способен, проявив активный, творческий интеллект или осознав причастность к иному, духовному измерению, вырваться за пределы наличной ментальности, включая и самое грубое ее проявление - так называемый внешний мир, то электронный голем к этому в принципе неспособен. Он всегда остается в пределах тотального опыта человечества — блуждает в лабиринтах музея интеллектуальных, художественных, вообще всех достижений народов всех эпох и континентов. Имея дело, допустим, с картиной великого мастера, в которой отражены высочайшие духовные измерения, голем не получает к ним вообще никакой причастности, но может отлично интерпретировать их.
 
Ум, мысль, даже рациональная, для человека - это именно путь в царство духа, а достижение этого царства есть цель.
 
Тогда как для электронного голема ровно наоборот: ум, проявления, мысль, особенно рациональная, неведомым ему образом спроецированные из сфер духовных в наше царство материи, — это конечная цель. Кроме интерпретаций и навигации в них, пусть много лучше людей, к прочему он непригоден.

Но надо заметить, что кроме негативной, у электронного голема есть еще позитивная сторона: для тех, кто плавает исключительно в интерпретациях, кто запутан в паутине рациональных объяснений и представлений, электронный голем, во всем превосходящий такого несчастного, — очевидное свидетельство тщеты всех его земных помыслов и устремлений, а также его самого как много худшего экземпляра в сравнении с големом... А такое свидетельство может служить поворотом в сторону духа…
 
"Электронный голубь" - это ранняя статья Джемаля. Я не помню даже про что, но если голубя ассоциативно связать с посланием Свыше, с Небес, то электронный голубь будет мертвой, механической, музейной интерпретацией этого послания... И эти интерпретации не призывают и не ведут электронного голубя никуда.
 
Если, находясь рядом с великим аскетом, поэтом, философом, пребывающем в абсолютном безмолвии, мы так или иначе чувствуем силу иных измерений, незримое присутствие нам непонятного, но грандиозного, то электронный голем не сможет зарегистрировать и проанализировать вообще ничего... при отсутствии рассуждений, интерпретаций и внешних действий он полный нуль…
 
Эрнст Юнгер, вспоминая о встрече с Хайдеггером писал так:

"В его манере говорить, в простых, но всегда существенных вопросах, в долгом молчании было что-то невероятно притягательное, что-то магическое. Впрочем, у меня был случай прямо здесь, у себя дома поэкспериментировать с исходящей от него непреодолимой притягательной силой. Он нанес мне визит, и мы отправились на прогулку в сад. Наблюдая за его походкой — помню, на нем была зеленая кепка — и слушая, как он говорил, делая длинные паузы, я чувствовал завораживающую силу его присутствия. Во всем образе и поведении философа отражалась магнетическая сила размышлений, подлинного вопрошания: она-то и притягивала, убеждала собеседника".

Сергей Жигалкин

Источник: katehon.com