Распространение электромобилей в России получило новый импульс после того, как правительство страны разрешило АЗС заряжать электрокары. Кроме того, до 2016 года в России обнулены ввозные пошлины на электромобили.
Электромобили в России появились ближе к концу 2011 года. По приблизительным данным на 2015 год, таких автомобилей в стране насчитывается не более полутора тысяч.
На старте программы развития инфраструктуры для электротранспорта, в 2013 году, в Торгово-Промышленной палате прогнозировали, что к 2020 году число электромобилей может достичь 10% от общего числа легковых авто в стране, что в количественном выражении будет составлять минимум 50 тысяч.
Ни для кого не секрет, что для развития электромобилей в любой стране необходима активная господдержка. Сегодня Москва и Московская область — единственный перспективный регион для электромобилей. Здесь сконцентрированы станции зарядки, и, согласно опросам, более половины москвичей готовы рассматривать электромобиль как потенциальную покупку.
Поэтому развитие инфраструктуры для зарядки таких автомобилей будет решать ключевую роль для распространения электротранспорта в стране.
В понедельник стало известно, что премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, касающееся оборудования автозаправочных станций зарядными колонками для транспортных средств с электродвигателями.
Постановлением внесены изменения в Правила государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения по протяжённости, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов (утверждены постановлением Правительства от 4 декабря 1998 года №1441).
«Правила дополнены новым показателем: автозаправочные станции, в пределах территорий которых размещены зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями», - говорится в сообщении на сайте правительства РФ.
Кроме того, внесены изменения в требования к обеспеченности автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, и в требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог (утверждены постановлением Правительства от 29 октября 2009 года №860).
«В требования включены зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями», - отмечают в правительстве РФ.
Принятые решения позволят владельцам автозаправочных станций на законном основании оборудовать свои станции зарядными колонками и оказывать услуги по подзарядке транспортных средств с электродвигателями, что в свою очередь создаст стимул для развития экологически чистого транспорта в России, пишет Интерфакс.
Недавно стало известно о строительстве первого в стране завода по производству электромобилей, который будет построен в Санкт-Петербурге. На начальном этапе завод будет выпускать тысячу автомобилей в год. Кроме того, электромобили собирает компания АвтоВАЗ — электрокар называется El Lada.
Каждое государство, нацеленное на развитие и распространение электрокаров, использует свои способы стимулирования продаж электромобилей с целью постепенного замещения ими автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Существует два способа государственного стимулирования продаж электрокаров. Первый – это прямые субсидии или же единоразовые выплаты при приобретении «зелёного» авто.
Второй путь поддержки электромобильной области – фискальное стимулирование. Здесь правительства также действуют по-разному, в зависимости от системы налогообложения транспортных средств.
Некоторые страны, как, например, Норвегия, не взимают НДС, которое здесь составляет 25%. Распространенный способ стимулирования рынка – освобождение от налога при первой постановке на учёт, который высчитывается в зависимости от мощности двигателя, массы авто, уровня выбросов СО2 и других параметров. В некоторых странах он может достигать 20-25% стоимости авто.
Еще один вариант поддержки отрасли – освобождение от дорожного сбора, который необходимо оплачивать каждый год. Наконец, электрокары часто поддерживают разными льготами: бесплатной стоянкой и проездом по платным автодорогам, разрешением двигаться по полосам, предназначенным для общественного автотранспорта и.т.д.
Например, в Норвегии, которая является лидером по численности электрокаров в мире, на начало весны 2015 года почти каждое четвертое проданное авто было электрическим или плагин-гибридным. Электрокары освобождены от НДС и разовых регистрационных сборов, а ежегодный дорожный сбор уменьшен в семь раз. Владельцы электрокаров пользуются бесплатными парковками в городах и не оплачивают проезд по автобанам.
В Голландии тоже фискальное стимулирование сегмента электрокаров, сообщает портал "Экология регионов". Правительство Нидерландов поставило весьма амбициозные цели: 20 тысяч авто на электротяге в 2015 году, 200 тысяч – в 2020-м и один миллион – в 2025. Последняя цифра является очень серьезной планкой, учитывая, что население страны – всего 17 миллионов.
По состоянию на конец прошлого года в Нидерландах было зарегистрировано 45 тысяч 20 электрокаров и плагин-гибридов. Небольшие размеры страны и развитая сеть зарядных станций позволяют с комфортом эксплуатировать авто с ограниченным запасом электрического хода.
В США распространены прямые субсидии. Лидером в этой области является штат Калифорния - кроме правительственной налоговой субсидии, здесь еще предоставляется отдельная 1500-долларовая скидка на приобретение авто на электротяге. Это сильно оживляет продажи "чистых" авто: в Калифорнии зарегистрировано почти 40% всех электрокаров и плагин-гибридов, реализованных на рынке США.