Его объёмы выросли с 2,8 млрд. долларов в 2009 г. до 6 млрд. долларов в 2014 г, а по итогам 2015 г. предположительно увеличатся еще на 16% и достигнут 7 млрд. долларов (см. график). Об этом было заявлено на круглом столе «Влияние изменений в геополитике и мировой экономике на позиции российских компаний разработчиков ПО на глобальном рынке ИТ», организованном компанией РВК и некоммерческим партнерством «Руссофт».
— Российские ИТ-компании продолжают наращивать поставки своих продуктов и решений в самые разные зарубежные страны. Это такие развитые государства, как США, Германия, Австрия, Швейцария и другие европейские рынки. Также наблюдается активизация экспорта в регионы с развивающимися экономиками, такие, как Бразилия, Индия, Ближний Восток, много российских компаний идет в Китай, — сообщил на круглом столе РВК и «Руссофта» его президент Валентин Макаров.
За рубежом становятся все более востребованы российские ИТ-продукты в области информационной безопасности, мобильные приложения, навигационные и геоинформационные системы, системы документооборота, развивается заказная разработка под нужды конкретных компаний. Например, очень заметны российские компании в секторе информационных безопасности: в частности, российская компания Kaspersky Lab по некоторым показателям входит в первую тройку ведущих мировых производителей антивирусных программ. Успешно развиваются в этом секторе и такие российские компании, как InfoWatch (например, продукт Data Loss Prevention), Positive Technologies (решения для защиты веб-приложений).
Помимо этого, в частности, неплохо продает за рубежом свои решения для банков российская компания Diasoft, которая еще четыре года назад заключила соглашению о глобальном сотрудничестве с компанией IBM. Можно сказать мировым гигантом в области облачных решений становится российская компания Acronis, высокий авторитет завоевала в сфере виртуализации и автоматизации хостинговых услуг российская компания Parallels. Успешно развивает свою деятельность российская компания ABBYY, которая не так давно выпустила продукты для корпоративного поиска и извлечения данных на базе технологии понимания, анализа и перевода текстов Compreno. Российская компания Prognoz успешно продвигает свои продукты в сфере бизнес-аналитики (BI). А екатеринбургская компания Naumen успешно продвигает прежде всего на азиатских рынках свои уникальные решения для колл-центров. Что же касается экспорта услуг по разработке ПО на заказ, то здесь регулярно в мировых рейтингах появляются такие российские компании, как Luxoft, Epam, недавно в мировую элиту вошла нижегородская компания Mera и россйиские компании DataArt и Auriga, все выше в зарубежных рейтингах появляются также такие российские разработчики заказного ПО, как First Line Software, Reksoft и другие.
Рост экспорта продуктов и услуг из России во многом связан с тем, что российский ИТ-рынок начал сокращаться, и его участникам становится в нем тесно. «В России рынок ИТ впервые за последние 3 года начал падать, и чтобы продолжать свое развитие крупные российские компании начали искать экспортные рынки. Скажем еще 5 — 10 лет назад такой же сильной мотивации выходить на международные рынки не было, так как и внутри страны покупали все хорошо», — говорит Тагир Яппаров, президент группы компаний «АйТи».
Влияют ли санкции и усложнение международной ситуации вокруг России на отношение зарубежных заказчиков к российским ИТ-разработчикам? Безусловно, да. Экспортеры указывают, что заказчики в западных странах стали более осторожно подходить к приобретению российских ИТ-продуктов, принимая во внимание возможность дальнейших санкций против России и связанные с ними риски. Однако санкции не являются абсолютным барьером в развитии ИТ-экспорта из России.
«Если у вас хороший продукт, то западная компания охотно его приобретет в любом случае, не смотря на сложную международную обстановку, — говорит Дмитрий Одинцов, директор по продажам компании TrueConf, продвигающей за рубежом решения по видеоконференцсвязи. — Мы сейчас успешно продаем наш продукт в 50 странах мира. В том числе у нас, например, хорошие продажи в Польше и в Прибалтике, а в США мы за последний год даже удвоили продажи и реализуем наши решения в том числе в американские суды и в компании оборонной сферы. При этом мы не скрываем наше российское происхождения, не смотря на санкции все знают про то, что в России — одна из самых развитых школ по программированию и ИТ-технологиям».
Стимулировать качественные российские ИТ-разработки призваны в том числе государственные меры поддержки отечественных производителей, которые в наступающем году ограничивают использования зарубежных ИТ-продуктов в госсекторе. Как известно, в уходящем году Владимир Путин подписал федеральный закон № 188-ФЗ, согласно которому создается специальный реестр российского ПО. И если та или иная госструктура приобретает зарубежный софт, то она должна сверить свою закупку с реестром, и в случае наличия там российского аналога публично объяснить, почему он не устраивает заказчика. Одновременно определяется, какое ПО считать российским: у него должен быть российский правообладатель (то есть компания, зарегистрированная в России). Впрочем, некоторые зарубежные компания уже сейчас начинают маскировать свой софт под российский — они создают совместные предприятия с российскими компаниями или формально открывают в России центры разработки, которые позволяют выдавать по сути зарубежные программные решения уже за российские.
Но в любом случае участники рынка и пользователи поддерживают меры государства и убеждены, что экспорт российского ПО имеет большой потенциал. «В ограничительных мерах, которые создало государство, несомненно, возникает дополнительный спрос на российский софт внутри рынка. У нас талантливые программисты, и сейчас у многих компаний появляется новый шанс, так как спрос на качественный софт явно будет большой, — отмечает Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com. — В нашей компании мы, например, пользуемся в том числе и российскими разработками, такими, как Ingenix Group, ORM-технологией для связей с базами данных LinQ. Мы и дальше с большой радостью будем пользоваться российскими разработками, только в случае, если они будут лучше зарубежных аналогов по цене и качеству».