Отверстие, просверленное в обшивке космического корабля «Союз», и разгерметизация Международной космической станции — техническая проблема, которая с каждым днем все более перерастает в политическую. Закрытость информации от российских космических структур подменяется анонимными «источниками в отрасли». Сообщения ничем не подтверждаются, а факты противоречат друг другу. Наговорили уже столько, что опровержения дают сами космонавты прямо с орбиты.
Сотрудничеству в космосе угрожает не столько сама разгерметизация, сколько атмосфера недоверия, которую порождают публикации в СМИ. Версию о том, что отверстие в космическом корабле было просверлено уже на орбите, первым высказал 3 сентября сам глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он не конкретизировал, кто сверлил, но журналисты бросились обсуждать, что же толкнуло на этот безумный шаг российских космонавтов. «Высокопоставленный источник» газеты «Коммерсантъ» 12 сентября заподозрил во вредительстве иностранных астронавтов. Мол, иностранцы могли прокрасться в ближайший к американскому сегменту МКС корабль «Союз» и проделать отверстие, чтобы экстренно эвакуировать заболевшего коллегу. Сценарий невероятен, потому что регламенты предусматривают экстренную эвакуацию и без самоубийственного саботажа на территории другого государства.
Те же анонимные "высокопоставленные источники" сообщают, что Роскосмос запросил у NASA биометрические данные астронавтов, однако американцы отказали по соображениям врачебной тайны. Официальная позиция NASA, согласованная с Роскосмосом, — никаких комментариев не давать до завершения расследования. Вероятно, какие-то предварительные результаты мы услышим только 10 октября, когда на Байконуре встретятся главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн.
Асимметричный ответ
События в космосе происходят на фоне скандального расследования дела Скрипалей, сопровождаемого шумом в прессе. Обвинение в адрес астронавтов NASA звучит почти как «ответка» обобщенному Западу, которая при этом отводит подозрения от качества российской техники.
При этом «Союз» сегодня — единственное средство доставки на МКС. Услугами Роскосмоса пользуются американцы, канадцы, японцы, европейцы. Готовятся к полету два будущих космонавта из Объединенных Арабских Эмиратов. «Союз» успешно доставляет людей на орбиту уже несколько десятков лет. Последнее опасное для жизни происшествие с «Союзом» было в 1983 году, когда на стартовом столе взорвалась ракета. Тогда капсулу с людьми вытащила из огня система аварийного спасения, никто не пострадал.
Однако события последних лет показали, что российская пилотируемая космонавтика небезупречна. Трижды (в 2011, 2015 и 2016 гг.) после 40-летней безаварийной эксплуатации падали грузовые корабли «Прогресс». Конструкция этих кораблей во многом унифицирована с «Союзами», для них используются ракеты одного семейства.
В 2015-м г. у «Союза» не раскрылась одна из солнечных батарей. В том же году произошел сбой системы автоматической стыковки, и космонавту пришлось стыковаться вручную. В 2017-м при посадке от удара карабина парашюта в полете разгерметизировалась капсула «Союза». Каждый раз угрозы жизни экипажа не было благодаря многократному резервированию систем. Однако все происшествия активно обсуждались в США, где за безопасность астронавтов переживают не только NASA, но и Сенат. Заботу о жизни граждан активно используют промышленные лоббисты, которые хотели бы заменить «Союзы» на свои Dragon, Starliner и Orion.
Сегодня российский и американский сегменты технически не могут эксплуатироваться по-раздельности, поэтому политические и экономические интересы обеих сторон не позволяют в прямом смысле разорвать отношения. Американский сегмент зависит от российских ракетных двигателей, установленных на модуле «Звезда» и кораблях «Прогресс», а российский сегмент зависит от американских гиродинов системы ориентации и солнечных батарей. Хотя стороны постепенно готовятся к разделению: Роскосмос планирует запускать модули МЛМ и НЭМ, которые должны закрыть потребность в энергии и системах ориентации. NASA тренируется использовать ракетные двигатели своих грузовиков. Впрочем, попытки эти довольно нерешительные с обеих сторон. Запуск МЛМ откладывается больше 10 лет, НЭМ тоже не полетит раньше 2022 года.
Как всё начиналось
Проект Международной космической станции родился в 90-е гг. из американского проекта Freedom, к которому добавили советские и постсоветские наработки по станции «Мир-2». Это спасло российскую пилотируемую космонавтику, для которой нашлась новая работа, во многом оплаченная американской стороной. За 20 лет полета МКС Россия потратила на проект около $12 млрд, но при этом получила от NASA около $4,2 млрд за производство модулей, систем жизнеобеспечения и доставку экипажей. США платили России за опыт длительных космических экспедиций и за нераспространение ракетных технологий. Политически Америка демонстрировала поддержку молодого государства, вставшего на путь демократических реформ.
Текущее соглашение о совместном использовании МКС действует до 2024 года. Дальнейшее будущее пока не определено, хотя ресурс станции позволяет продолжать полет до конца 20-х. Ученые и инженеры, космонавты и астронавты готовы продолжать работу, но политика всё сильнее вмешивается в сотрудничество, и полет продолжается вопреки, а не благодаря, как было когда-то. Сейчас от опрометчивых решений удерживает дороговизна станции. Роскосмос понимает, что не потянет собственную станцию за свой счет. США не могут бросить проект, в который они инвестировали около $100 млрд. Но если на кону безопасность экипажа — как это произошло в случае с разгерметизацией, — деньги могут отойти на второй план.
Вместе на Луну?
Под угрозой оказываются и планы по созданию совместной Лунной орбитальной платформы (Lunar Orbital Platform-Gateway сокращенно LOP-G) — небольшой посещаемой станции на окололунной орбите. Цель США в этом проекте «утверждение американского превосходства в окололунном пространстве». Имеется в виду опрежение Китая, планирующего в 20-х гг. запустить свою многомодульную околоземную станцию. США приглашают к проекту лунной станции всех прежних партнеров по МКС, но в режиме субподрядчиков, которые только помогут достичь их цели. Разумеется, Роскосмос не хочет вкладываться в американское величие. NASA же в отличие от 90-х не предлагает России никаких льгот.
Собственного средства доставки в окололунное пространство у России нет. Межпланетный корабль «Федерация» никак не выберется из стадии чертежей и выставочных макетов, сверхтяжелая ракета, способная доставить «Федерацию» к Луне не появится раньше 2028 года (в лучшем случае). То есть Роскосмосу нечего предложить в проект на равных правах с США, далеко продвинувшихся в создании сверхтяжелой ракеты SLS и корабля Orion. Сейчас Роскосмос может рассчитывать только на место в общем ряду строителей лунной станции, вместе с Канадой, Японией, Евросоюзом и частными компаниями, но даже этому может помешать политическая гордость. Хотя сотрудничество с США и участие в проекте LOP-G — единственный способ увидеть россиянина в окрестностях Луны в ближайшее десятилетие, хотя бы и на американском корабле.
Экономическое положение России не позволит ей самостоятельно отправить на Луну космонавтов. Есть надежда на собственную околоземную станцию, собранную из остатков МКС после 2024 года, но в нынешней политической и экономической ситуации более реален демонстративный переезд на китайскую станцию. Идеи создания некоей совместной станции стран БРИКС наталкиваются на отсутствие какого-либо интереса в такой станции у кого бы то ни было кроме России.
Сотрудничество России и США в космосе позволило достичь выдающихся результатов: построить на орбите гигантскую космическую станцию, провести тысячи экспериментов и накопить важную информацию, необходимую для дальнейшего освоения космоса. Сегодняшние политические неурядицы ставят под угрозу сотрудничество в будущем и препятствуют появлению новых совместных проектов. Политики, поставленные во главе космических агентств, только повышают риски разлада по идеологическим соображениям.