Говорят курицу, которая несет золотые яйца, не режут. Именно такой курицей для страны долгое время оставалось Химкинское НПО «Энергомаш», которое производит целый ряд ракетных двигателей, в том числе знаменитый РД-180, поставляемый в США. Претензий к НПО нет. Но именно теперь вдруг появилось решение о его преобразовании.
Как заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров, Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) планирует создать объединенную корпорацию по созданию ракетных двигателей. В результате НПО «Энергомаш» должно выйти из подчинения Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия».
«Есть планы у ОРКК создать интегрированную структуру в области двигателестроения. Это предполагает изменение структуры управления НПО «Энергомаш», – сказал Комаров.
Он напомнил, что РКК «Энергия» является исполнительным органом для НПО «Энергомаш». «Это произошло несколько лет назад, и было связано с кризисной ситуацией на «Энергомаше». Но с тех пор поменялась ситуация на предприятии». Теперь, в связи с формированием объединенной корпорации в области ракетного двигателестроения, по системе управления предприятия будут приняты необходимые решения.
Что это будут за решения и к чему они приведут в конечном итоге? Не станет ли это очередной реорганизацией ради реорганизации в столь непростое для страны время?
Источники «ВПК» в ОРКК заявили, что перед Роскосмосом стоит задача объединить всех производителей ракетных двигателей, которые конкурируют друг с другом, под одним флагом. В связи с этим поменяется и собственник. НПО «Энергомаш» войдет в новую структуру, которая будет примерно такой, как «Ростеховская» ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация).
В конечном итоге это, по замыслу разработчиков проекта, должно повысить эффективность работы корпорации, исключить дублирующие функции, усилить кооперационные связи. По некоторым данным в новую корпорацию войдут подмосковные НПО «Энергомаш» и КБ химического машиностроения им. Исаева (КБХМ), уральские НИИМАШ и Усть-Катавский вагоностроительный завод им. Кирова, пермское предприятие «Протон-ПМ», воронежское КБ химавтоматики (КБХА) и Воронежский механический завод, а также ОКБ «Факел», расположенное в Калининграде.
Намерения, как говорится, самые благие. Но, во-первых, есть опасность того, что преобразования могут затянуться на неопределенно долгое время, поскольку провести их без включения в ФКП (федеральную космическую программу) не получится. А ФКП пока не принята, ее рассмотрение запланировано лишь на осень 2015 года.
Во-вторых, всякие реорганизации приносят результат только тогда, когда их поддерживают люди – профессионалы космической отрасли. Однако, судя по всему, это решение явилось полной неожиданностью для коллектива НПО «Энергомаш». Даже с его руководством никто не посоветовался. Как говорится, без меня меня женили. «Мы живем сейчас, как на вулкане, – поделился с «ВПК» источник в НПО «Энергомаш». – Нас никто об этих реформах в известность не ставил. Руководство НПО в удивлении».
Хотя, согласились в НПО, плюсы от затеянного могут быть. Все зависит от того, какова сама концепция. Но о ней никто ничего не знает. Таким образом, можно сделать вывод, что столь серьезные структурные преобразования проводятся почему-то келейно.
Одна из задач, повторим, объединить всех конкурентов и производителей двигателей, которых в России сегодня насчитывается более пяти. Насколько это удастся?
Некоторое время назад прошла информация, что США разрывают контракт на производство и поставку двигателей РД-180. Возможно, именно это явилось неким толчком к намеченным мерам. Но, как сказали нам в НПО, эта информация не подтвердилась, контракт остается в силе и продолжает действовать как минимум до 2018 года. ВВС США и НАСА отстояли его и не стали разрывать.
Главный принцип в намеченных мерах должен оставаться таким же, как у врачей: не навреди. Разогнать рабочие коллективы и перенацелить финансовые потоки с помощью новых собственников легко. А вот консолидировать активы, научиться выдавать на гора продукцию высокого качества – не так просто. Об этом говорят все минувшие 23 года эпохи «эффективных менеджеров», которую Россия пережила. Не факт, что ей удастся пройти через это испытания во второй раз.
Олег Фаличев