Русские Вести

Четвёртая промышленная революция: роботы вместо людей


С самого зарождения массовой автоматизации человечество противилось засилью машин в повседневной жизни – нередко разгорались самые настоящие войны. Болезненный для многих прогресс пытались насильственным образом затормозить, но мир развивался и требовал изменений. Спустя некоторое время все же удалось прийти к некому компромиссу и взаимопониманию в отношениях «человек-робот». Общество, наконец, осознало все «прелести» машин, которые были готовы выполнять утомительную, монотонную работу, причем быстро и без ущерба качеству. Постепенно человек начал внедрять машинный труд во всевозможные сферы жизнедеятельности, упрощая себе жизнь. И если говорить начистоту, люди уже разучились жить без машин, которые выполняют повседневную работу - строительная техника, разнообразные бытовые приборы, медицинские аппараты, эскалаторы, и многое другое.

Производство без людей

Если раньше роботы автоматизировали лишь какую-то часть работы, а значит, взаимодействие с человеком все равно требовалось, то сейчас уже рука человека непосредственно в производстве вовсе не нужна. К примеру, в Австралии горнодобывающий гигант Rio Tinto использует самоуправляемые грузовики и буры, не требующие присутствия людей-операторов на месторождениях железной руды. Скоро запустят автоматические поезда, которые будут доставлять руду в порт, находящийся на расстоянии около 480 км.

А, например, в порту Лос-Анджелеса устанавливается оборудование, которое позволит вдвое сократить число грузчиков.

В 90-е годы компания Adidas, как и большинство производителей в Европе, столкнулась с проблемой – рабочим в Германии приходилось платить высокую заработную плату. В связи с чем более 20 лет назад было принято решение перебазировать производство в Азию, где рабочая сила стоила в разы дешевле. Однако сейчас оказалось, что и такие деньги можно не тратить на выплату зарплат: Adidas начнет работу на новой фабрике в Ансбахе (Германия), на которой все операции будут выполнять роботы. Название сей фабрики говорит само за себя – «Быстрая фабрика».

К 2017 году фабрика должна заработать на полную мощь. Кроме этого, в следующем году планируется открыть такую же фабрику в США, чуть позже в Великобритании или Франции.

Как уверяют представители компании, цена на обувь, произведенную роботами, не будет выше нынешней.

Не отстает от Adidas и главный конкурент – Nike. Компанией ведется строительство полностью автоматизированной фабрики по производству обуви для занятия спортом.

Компания Foxconn в Тайване заменила 1,2 млн работников на 1 млн роботов, чтобы те производили ноутбуки, мобильные устройства, а также другую электронику для таких компаний, как Apple, Hewlett-Packard, Dell и Sony. А не так давно стало известно, что компания уволила еще 60 тыс. работников, уверив при этом, что ни о каком свертывании производства речи не идет – это лишь оптимизация.

Подобного рода оптимизацией занимается все большее количество современных корпораций с целью наращивания объемов производства при минимальных затратах.

Виртуальные роботы

Учитывая то, как круто изменил нашу жизнь интернет, эксперты называют роботов «новым (вторым) интернетом».

Многие известные средства массовой информации прибегают к помощи роботов в создании сводок финансового характера, результатов спортивных матчей, информации о погоде. К таким изданиям относятся Los Angeles Times, Associated Press, Forbes и многие другие.

Недавно такая система дошла и до России: в конце прошлого года компания «Яндекс» заявила о создании специального информационного агентства, в рамках которого материалы будут готовить роботы. Если точнее - специальные алгоритмы. Правда, пока им доверят лишь информацию о погоде и пробках (интерес аудитории к поиску этой информации велик), однако со временем сферу применения роботов будут расширять.

И вскоре никто не заметит, как статьи за журналистов на разные темы начнут составлять машины. Причем их услуги «Яндекс» собирается предоставлять российским СМИ на бесплатной основе.

Казалось бы, не так давно все это делали люди, однако сейчас заниматься переводами разговоров, написанием биржевых сводок, новостей, проведением юридических исследований могут и роботы. Теперь они могут еще и генерировать интернет-рекламу для автодилеров.

Появилось направление «робототехнический интернет вещей». Оно представляет собой определенную концепцию вычислительной сети физических объектов, которые оснащаются встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом – сенсорами, штрих-кодами, QR-кодами. То есть все, что окружает человека (скажем, утюг), может превратится в роботов, которые будут в состоянии «общаться» друг с другом, передавая и принимая определенную информацию.

Развивается М2М-направление (межмашинная коммуникация), происходит автоматизация вещей. Например, «умные» шторы, которые регулируют прозрачность в зависимости от уровня внешнего света и нужного освещения в комнате. Эксперты видят большие перспективы в создании «умного» дома - системы домашних устройств, способных решать необходимые для жильца задачи без участия человека: включение/выключение света, изменение подачи тепла в дом, работы кондиционера, контроль работы других домашних приборов.

На смену таксистам и водителям в скором времени придут автомобили с автопилотом. Да, такие авто есть уже и сейчас, однако они не имеют широкого распространения, и нельзя сказать, что они доведены до совершенства. Шесть лет назад Google установила на машину Toyota Prius оборудование, которое позволило перемещаться без водителя. И когда на автопилоте машина смогла проехать 1600 км по дорогам Соединенных Штатов Америки, многие скептики изменили свое мнение о невозможности замены человеческих уникальных способностей к суждению и сноровке действиями роботов.

Google и Tesla, в частности, занимаются подобными разработками. Известно, что в функции автопилота должна входить оценка обстановки на дороге, предсказывание своих действий и действий участников дорожного движения. Но все дело в том, что человек непредсказуем по своей природе, и наравне с ним автопилоту на дороге будет нелегко – по этой причине и разработки в этой сфере идут медленно, зато основательно.

Однако если представить себе дорожное движение, участниками которого являются исключительно автопилоты, то передвижение станет максимально безопасным, так как система коммуникации всех роботизированных транспортных средств будет упорядочена. Эксперты дают 10-20 лет на то, чтобы довести этот механизм до совершенства.

Персонал и сфера услуг

Большое распространение получают 3D-принтеры, с помощью которых человек научился производить огромное множество вещей. В скором времени такие принтеры смогут массово производить многие вещи - даже еду для человека. Подобная разработка уже имеется у компании Natural Machines: в 3D-принтер по имени Foodini загружаете до пяти любых ингредиентов, выбираете необходимую программу и в скором времени получаете «напечатанное» блюдо. Правда, как говорят сами представители компании-изобретателя, пока что эти блюда больше напоминают фастфуд, до ресторанного качества они не дотягивают. Так что шеф-повара элитных заведений могут вздохнуть спокойно – их работу никто не заменит, по крайней мере, в ближайшее время.

Но с обслуживающим персоналом - официанты, кассиры, офисные помощники - роботы уже смогли «разобраться». Так, в одном китайском ресторане практически весь персонал представлен роботами. Правда, и те уже больше стали напоминать внешне человека.

В штате Калифорния в одном из отелей роботы выполняют функции дворецкого. Кроме этого, они могут доставлять постояльцам какие-то предметы от стойки регистрации. Им не нужны чаевые, они не стучатся в дверь номера, вместо этого они звонят по телефону и спокойно ждут ответа. На экране, что встроен у робота, гости отеля выставляют свою оценку за обслуживание. Планируется сделать этих роботов еще и говорящими, но для этого нужно много времени.

Как отмечают эксперты, в скором времени мы сможем увидеть удаленно контролируемых роботов на фабриках и в рабочих цехах. Такие машины уже применяются в полицейских и военных операциях, в ситуациях, которые угрожают жизни человека смертельной опасностью.

Найдется замена и почтальонам, функции которых в скором времени смогут выполнять различные дроны. Если говорить непосредственно о процессе поставки того или иного товара, то машины уже практически повсеместно включены в процесс нахождения вещи на складе, ее упаковки и отправки. И стоит отметить, что компании пытаются как можно скорее заменить роботами людей в области доставки грузов. Кроме того, созданы дроны, решающие проблемы грузовых поставок в труднодоступные регионы и зоны бедствия. Также существуют беспилотники, которые производят мониторинг экологического состояния той или иной территории.

Если космонавтов роботы пока заменить не могут, то робототехника способна уже выполнить за человека черную работу на космической станции. Что, в свою очередь, позволит сэкономить огромное количество времени для выполнения действительно важной работы. Так, например, робот NASA и General Motors по имени Robonaut2 (R2) бороздит просторы земной орбиты. Он может работать и внутри МКС, и в открытом космосе, а в ближайшем будущем планируется высадить R2 на Луну – не так дорого и более безопасно.

Когда роботы заменят нас?

Единого мнения о том, хороша ли автоматизация труда для общества, не существует. Мир, можно сказать, разделился на два лагеря: одни в панике ждут, что роботы «захватят» человечество, оставив всех нас без работы; другие уверены, что при всем развитии роботизации люди останутся главными в отношениях «человек-робот».

Экономисты внимательно следят за набирающей силу автоматизацией и предупреждают, что она приведет к росту безработицы.

К примеру, аналитики консалтинговой компании Deloitte и ученые Оксфордского университета пришли к выводу, что в следующие 20 лет роботы могут сократить число рабочих мест на 35%. Это значит, что без работы останется каждый третий рабочий.

Американский футуролог Дик Пельтье говорил о том, что к 2030 году человечество потеряет 50 млн рабочих мест, которые достанутся роботам. Дальше больше – к 2040 году человечество лишится более половины всех рабочих мест в мире. По мнению представителей исследовательской компании Gartner, в результате автоматизации общее число рабочих мест сократиться на 1/3 за 10 лет. По оценкам экономистов Оксфордского университета, в течение 20 лет половину нынешних рабочих мест заменят машинные технологии.

Действительно, как показывает практика, роботы могут заменить практически любого человека любой профессии, начиная от водителя и официанта и заканчивая высококвалифицированным работником. И это чрезвычайно выгодно работодателям. По признанию бывшего исполнительного директора McDonald's Эд Ренси:

Компании дешевле купить робота за $35 тыс., чем нанимать работника, который, скажем, будет паковать в бумажные пакеты картошку фри и получать за это минимум $15 в час.

Вместе с «умными» производствами на смену промышленным рабочим придет не только безработица, но и неравенство, ведь доходы от труда будут сокращаться: по прогнозам экспертов, к 2025 году в Южной Корее оплата труда сократится на 33%, в Японии – на 25%, а в Канаде – на 24%.

Как сказано в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs», роботизация приведет к сокращению 7 млн рабочих мест, однако она же повлечет за собой создание около 2 млн новых высококвалифицированных рабочих мест. К счастью или нет, но пока что из-за слабого промышленного развития это в меньшей степени касается России. В настоящее время на каждые 10 тыс. работающих в России приходится не более 10 роботов, в других странах показатель в разы выше: Китай – 30 роботов, Южная Корея – 437, Япония – 323, Германия – 282, США – 152.

Клаус Шваб (основатель форума ВЭФ) уверен, что общество еще не готово к так называемой Четвертой промышленной революции, которая изменит целые системы.

Однако она, хочет этого человечество или нет, надвигается, словно цунами. От нее не скрыться. Главное — уметь приспособиться к веянию нового времени и прогресса, который уже не остановить. И если это сделать не удастся, то исход его может быть печальным.

Согласно исследованию экономиста Массачусетского технологического института MIT Дэвида Отора, в большей степени автоматизация затронет представителей среднего класса. При этом профессор считает, что благодаря простоте замены машинами множества видов труда, достаток людей может стать гораздо выше при меньших затратах труда.

Некоторые эксперты сравнивают внедрение новых роботов с изобретением автомобиля, заменившего гужевой транспорт, что оставило без работы кузнецов, однако при этом появились рабочие места в производстве и продаже машин. Да, технологический прогресс так устроен, что исчезают одни профессии и появляются другие, но без работы все вряд ли окажутся.

Конечно, может случиться и так, что при желании людей работать, возможности такой не представится, ведь машины постоянно совершенствуются, дорабатываются, изобретаются все новые и новые, приобретая все больше человеческих навыков.

Но в то же время сложно себе представить робота-психолога или музыканта, художника или же певца. Эти профессии, по признанию специалистов, еще долго останутся за людьми.

Вместе с тем роботы могут дать людям множество возможностей, начиная от частичного освобождения человека от повседневной рутинной работы и заканчивая помощью в тяжелейших производственных процессах. Роботы лишены человеческого фактора, часто приводящего к ошибкам, их можно запрограммировать так, что они будут четко, быстро и без перебоев выполнять поставленные перед ними задачи.

Как бы там ни было, но реальность изменится, хочет того общество или нет. И уже через 10 лет человека во всех общественных учреждениях будут обслуживать только роботы – в кафе, в банках, магазинах, аэропортах. А через 20 лет люди вообще останутся без работы в привычном ее виде: всю тяжелую физическую и монотонную техническую работу станут выполнять неживые автоматы.

Но полностью заменить человека машина в обозримом будущем не сможет. Чувства, эмоции, переживания – все это не вложишь в искусственный интеллект.

Ева Лисовская

Источник: ruspravda.info