Русские Вести

Чему учат в инженерных школах


На фото: президент РФ Владимир Путин во время встречи с участниками IV Конгресса молодых ученых в резиденции Ново-Огарево. (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Материал комментируют: Олег Покусаев

На встрече с участниками IV Конгресса молодых учёных 2 декабря Владимир Путин заострил внимание на подготовке инженерных кадров.

— Вы знаете об этом наверняка: в ближайшие три года мы должны подготовить специалистов в области инженерного дела где-то миллион человек. А к 2030 году эта цифра должна вырасти почти до двух миллионов — одного миллиона 800 тысяч человек. У нас создано 50 инженерных школ высокого уровня на базе ведущих российских учебных заведений. К 2030-му их должно быть не менее 100, — сообщил президент России.

О том, что из себя представляет инженерная школа, «Свободной Прессе» рассказал директор Передовой инженерной школы РУТ (МИИТ), секретарь Экспертного совета по высокоскоростным магистралям в России Олег Покусаев.

«СП»: Олег Николаевич, чем отличается инженерная школа от обычных студенческих групп вуза?

— Сама идея инженерных школ, сформулированная Минобрнауки, предполагает формирование внутри университета отдельного проекта, ориентированного на какую-то передовую технологию. Это — крупный проект, для реализации которого концентрируются ресурсы, к нему подключаются работодатели и компании.

«СП»: Каков проект инженерной школы МИИТ?

— Наша тема посвящена высокоскоростным магистралям (ВСМ). Это не значит, что школа подменяет большой МИИТ.

МИИТ уже почти 130 лет готовит специалистов по подвижному составу и строительству железных дорог.

Но развернуть большую деятельность по ВСМ с высокой концентрацией передовых инженерных ресурсов удобнее в инженерной школе. Под это даётся грант Минобрнауки, к проекту подключаются индустриальные партнёры.

ВСМ — новая тема, под неё открыта специализация в вузе. Студенты старших курсов переводятся в группы на эти специальности, интегрированные в инженерную школу. Здесь они доучиваются и начинают профессиональную деятельность, связанную с реализацией проекта.

Со студентами инженерной школы работают ведущие отраслевые специалисты — проектировщики ВСМ, конструкторы дорожного полотна, локомотивов и подвижного состава.

Передовая инженерная школа рассматривается ещё и как интерфейс вовлечения университета в серьёзную государственную программу. В нашем случае это — ВСМ.

«СП»: В советское время для подготовки инженеров использовалась система завод-ВТУЗ. Студенты дневного отделения не только учились, но и работали на предприятиях, проходя по маршруту: рабочий, мастер, и так далее, чтобы «почувствовать тему руками». В вашем вузе такое практикуется?

— Мы идём по этому пути. Системы завод-ВТУЗ как таковой пока нет, но в структуре РЖД есть компания «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», который разрабатывает подвижной состав. И наши студенты туда уже ходят постоянно, как на работу.

Есть завод «Уральские локомотивы», с ними работают уральские студенты. Для тех, кто учится в Москве, это далековато, но мы всё равно взаимодействуем.

И главное — вскоре начнутся работы по строительству ВСМ. И я думаю, что студенты нашей инженерной школы там будут на всех площадках — в качестве стажёров и работников. Мы для каждого студента формируем индивидуальный график обучения, который позволяет работать. Более того, настаиваем, чтобы они начинали работать как можно раньше.

«СП»: Путин сказал о дефиците инженеров, и даже озвучил примерную потребность до 2030 года — почти 2 миллиона новых специалистов. А в железнодорожной отрасли такой дефицит остро ощущается?

— В сфере ВСМ у нас в принципе ещё нет богатого опыта и накопленных технологий. Мы как раз только и начали готовить такие инженерные кадры.

Кроме того, я бы отметил, что есть дефицит конструкторских кадров и компетенций. Конструирование подвижного состава и некоторых элементов инфраструктуры у нас долгое время было почти заброшено, мы находились в стадии эксплуатации ранее созданных технологий.

Сейчас это необходимо навёрстывать, этим мы и занимаемся активно, — подчеркивает директор инженерной школы.

Такие школы создаются и в других исторически прославленных вузах. Дело движется с разной степенью успеха. Например, руководитель Передовой инженерной школы (ПИШ) МВТУ имени Баумана Алексей Подчуфаров пока не смог сказать «Свободной Прессе», каким конкретно проектом станут заниматься бауманцы. Но предположил, что это будет связано с космической отраслью.

Михаил Зубов

Источник: svpressa.ru