Русские Вести

Человечество в полете-эволюция летающего транспорта


Не надо и говорить, что мысль о полёте в умах людей живет не одну тысячу лет. Разного рода прообразы персональных летательных средств передвижения в разные эпохи находили места в мифологии и фольклоре разных народов. Например, все мы знаем Икара, который подлетел к солнцу слишком близко,

все мы слышали сказки о Бабе Яге в ступе или о ведьмах на мётлах, все из нас прекрасно знакомы с персонажем восточных сказок Алладине, который бороздил по небесным просторам на волшебном ковре-самолете.

 Человечество в полете- эволюция летающего транспорта

Сегодня, слава науке, воздушные путешествия — не такая уж небылица. Уж больше ста лет по небу летают самолёты, вертолёты и воздушные шары. Однако, взмыть в небеса — всё еще не такая доступная и обыденная вещь, как хотелось бы. Увы, среднего достатка обыватель не может позволить себе слетать на собственном вертолёте за свежими овощами на рынок, например. В лучшем случае — на автомобиле, молясь о том, чтобы «Дмитровка не стояла», в худшем — на общественном транспорте. Поэтому и по ряду других причин, сегодня достаточно актуален вопрос о тех самых «ковре самолёте», «волшебной метле» или «ступе». Поэтому мы и решили собрать информацию о том, как вопрос об индивидуальном транспорте появился, развивается сегодня и предположим, куда прогресс поведет эту идею в ближайшем будущем.
Забавно, но первые летательные средства априори были одноместными и индивидуальными, так как у изобретателей и мысли не было о транспортировки по воздуху кого-нибудь, кроме себя любимого. Еще интереснее, что первыми осваивать воздухоплавание стали китайцы в VI в. и там это было наказанием!
Человека заводили куда повыше, привязывали к огромному воздушному змею и давали крепкого пинка, отправляя тем самым «пилота» в полёт. Первый же управляемый полёт (на дельтаплане) совершил арабский изобретатель Аббас ибн Фирнас в IX в. Что с натяжкой можно считать первым звоночком в решении проблемы, которую мы обозначили ранее. Почему с натяжкой? Ну потому что на дельтаплане без отвесной скалы особо не полетишь. Первыми же, кто оторвался от земли вверх, а не вниз были Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес. Они пролетели 8 км. на воздушном шаре, который, к слову, нагревался огнем горящих дров. Но и этот полёт очень далёк от того, что мы представляем, когда говорим о личном летательном транспорте, так как шар — неуправляемая громадина, летящая, куда дует ветер. Однако, воздушное путешествие французов знаковое событие, которое формально знаменует начало эпохи господства в небе воздушных шаров, аэростатов, огромных дирижаблей и цепеллинов.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта

Как понимаете, эта мода прекратилась, поскольку каждое утро вы провожаете взглядом новенький BMW соседа, а не его не его личный дирижабль. Поэтому ближе к теме...

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта

Что-то более компактное и похожее на летательный транспорт, который можно припарковать во дворе, изобрел сэр Джордж Кэйли в 1804 г. Но это был беспилотный аппарат. Первым, кто полетел, был Жан-Мари Ле Бри и его летающая машина «Альбатрос», которая выглядела как корыто на колесах и с крыльями. Летало не многим лучше, да и только на конной тяге. Тем не менее история помнит первых: Ле Бри на своем «Альбатросе» пролетел 200 м и достиг высоты 100 м.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта

Сто лет прошло с тех пор. Люди переходят с паровых двигателей на двигатели внутреннего сгорания. Какая мощь! Каков потенциал! Нашлись изобретатели, сумевшие перенести и мощь и потенциал в небо — легендарные Уилбур и Орвилл Райт. Братья создали целую серию самолетов «Флайер», провели серьезные исследования аэродинамики и наконец 17-го декабря 1903 года в небо поднялась первая управляемая машина тяжелее воздуха с двигателем внутреннего сгорания на борту.

Увы, мощный толчок развитию идей Райт дала Первая мировая война а не мечта о доступности самолётов. И только после того, как авиация удовлетворили милитаристические интересы людей, авиатехнику направили на принесение пользы остальным людям, на авиаперевозки различных грузов (этим чаще занимаются вертолеты) и людей (этим чаще занимаются авиалайнеры). Именно в этот период, в 1923 г. первый полёт совершает индивидуальный летательный транспорт — автожир Cierva С-4.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта


Первая волна интереса к машинам оного типа прошла быстро, так все внимание авиаконструкторов в 30-е годы досталось вертолётам. Поскольку, как ни крути, они зачастую приносили гораздо больше практической пользы. Вернулись к автожирам только в 60-х годах, но вернулись основательно, так как и сегодня можно встретить Air & Space того времени,

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта


который до сих пор на ходу (ил на лету, если вам угодно). Однако автожиры все ещё не являются повсеместным явлением: так, например, компания AutoGyro, которая сегодня считается самой продуктивной в нише производства автожиров, продает до 300-т автожиров в год. Почему так мало? Очевидно, маленький вертолет — всё еще дорогое удовольствие, которое стоит в среднем 50-60 тыс. евро. И потом, даже учитывая, что размеры автожира в разы меньше габаритов вертолёта, инфраструктура большинства городов не приспособлена к тому, чтобы, например, принимать на крышах жилых домов десятки автожиров.

 


Слава науке, не одними автожирами богаты, когда речь заходит о транспортировке человека по воздуху — есть еще реактивные ранцы, или как их чаще называют «Джетпаки».
Идею прилепить к спине человека реактивный двигатель и пустить его в полёт впервые воплотил американский инженер Томас Мур. В 1952 году он получил грант в четверть сотни тысяч долларов от армии США и в том же году представил воякам «реактивный жилет».

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта


Демонстрация была не очень эффектной: пилот провел в воздухе меньше минуты, да и система управления была примитивной и оставляла желать лучшего. Армия не впечатлялась, но окончательно проект не забросила: передала инициативу другой компании, главой которой по иронии судьбы был тоже Мур, только теперь не Томас, а Венделл. Но и им не удалось добиться от реактивных ранцев эффективности: они были либо тяжелыми, что могло травмировать пилотов при посадке), либо имели очень маленький запас ходя — меньше минуты. Последнюю проблему, к слову, Венделл решил, заменив обычные реактивный двигатель турбореактивным. В полевых условиях такая штука держала пилота в воздухе больше пяти минут. Но армия и в этот раз отмахнулась — конструкция была не очень маневренной, да и турбореактивный двигатель в случае незначительных неполадок мог легко убить пилота.

 


Однако образ человека бороздящего бескрайние просторы неба с турбореактивным двигателем за спиной очень сильно врезался в массовую культуру, от чего мы то и дело видим оные в видеоиграх, научно-фантастических фильмах и т.д. Разумеется, за вояками идею подхватили частные компании и на сегодняшний день больше всего успехов в этом деле добились компания Martin Aircraft и проект Ива Росси Jet Man.

 

 

Первые уже продают серийную модель Personal Jetpack по цене 150 тыс. долларов за штуку и обещают бюджетный ранец в 2017-ом году.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта


Второй — Ив Росси — создал собственную модель Jet Man, но производство не наладил. Зато изобретатель весьма популярная личность, о которой знают далеко за пределами круга любителей авиатехники. Это видео тому доказательство.

 


Еще одно воплощение мечты о личном летательном аппарате привела людей к созданию гибридных автомобилей-самолётов. Да-да, по типу тех самых что в старых фильмах про Джеймса Бонда или «Черной молнии». Как и в случаях с предыдущими разработками, здесь пионерами тоже выступили военные. Формально первым летающим автомобилем считается джип великобританской армии Rotabuggy.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта 


Его тестировали в 1942 году. Тут, справедливости ради, стоит отметить, что вариант британцев — не столько автомобиль-самолет, сколько автомобиль-вертолёт, вертомобиль, если угодно. Взлетать самостоятельно джипы Roatbuggy не могли, а ротор на крыше заводился, только когда их десантировали с самолётов, дабы совершить мягкую (на самом деле нет) посадку. Хоть руководство и было удовлетворено результатами тестов, на фронт джипы с пропеллерами на крыше так и не завезли.
Однако идею машины, которая могла бы с шоссе отправиться прямо в воздух, не откинули на задворки технологического прогресса и мало-помалу развивают до сих пор. Наибольших успехов в нише сегодня добились компании AeroMobil и Terrafugia.

 


Первые обещают поставить свою разработку на поток уже в следующем году, а вот когда можно будет купить автолёт или самобиль вторых, пока неизвестно. Да и после релиза, позволить себе подобный транспорт сможет далеко не каждый. Приблизительная цена самобиля от Terrafugia – $400 тыс., ценник творения AeroMobil не озвучивался.

 

 

Но не только в дороговизне проблема аэромобилей: многие страны банально юридически не готовы к такому транспорту, так как не знают как их регистрировать, как автомобиль или легкий самолёт. Еще существует проблема инфраструктуры: пока эаромобили не станут массовым явлением, их техническое обслуживание не станет более или менее комфортным, да и во взлётной полосе они пока нуждаются.
Очевидно, подвижки в развитии индивидуального воздухоплавания с момента его зарождения есть. Они большие, но, увы, их всё еще недостаточно для того, что бы в будней день мы на работу летели, а не ехали.
Что касается ближайшего будущего, то тут самой перспективной разработкой считается, уже, кстати, анонсированный беспилотник Lilium.

Человечество в полете- эволюция летающего транспорта

 

Судя по информации, которой располагают СМИ, главными преимуществами Lilium являются его автономная система управления, электродвигатель, аккумуляторы, которые легко заряжаются от бытовой розетки и вертикальный взлет, который уменьшает необходимую парковочную площадь до 15 квадратных метров. Разрабатывается транспорт силами немецких инженеров. Релиз обещают в 2018-ом году. Что удручает — не был назван ценник, но дан был толстый намек, что стоить Lilium будет дешевле частных самолётов, а это значит, что совсем не как новенькая BMW.

Источник: www.funscience.today