Русские Вести

Бросок через ведро


Помните об этом, когда будете читать о крымчанине Ремзи Сейдаметове, который из полиэтилена делает бензин. И на нем ездит не только машина самого изобретателя, но и машины всех окрестных фермеров. Проверяют топливо на практике. Кстати, его себестоимость ниже, чем любого другого.

Помните, и когда познакомитесь с электроплазменной печью новосибирских ученых. Она превращает использованные медицинские маски в газ, уничтожая все бактерии и вирусы.

А какую удобную и недорогую дачную мебель можно делать из косметических баночек!

Делают. Но пока это экспериментальные производства. А могли бы стать серийными. Но даже если построить заводы, они будут простаивать, говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. Мусор - сырье для них - еще надо собрать. Раздельно. Собирают. Но очень мало для серийной переработки. Почему? Смотрите инфографику.

Куда сваливать-то?

Самой обсуждаемой, критикуемой и, пожалуй, неоднозначной реформой последних лет стали радикальные новации в обращении с твердыми коммунальными отходами . В народе все это окрестили "мусорная реформа". Хотя есть и другой вариант - "реформа чистоты".

Так что сделано за эти два года? Какие технологии запущены? Когда, наконец, в России не останется ни одной свалки? И мы сможем сортировать весь мусор, который производим? Об этом наш разговор с председателем Российского экологического общества Рашидом Исмаиловым.

Мусор любит правду

Рашид Айдынович, может, не надо так зацикливаться на сортировке мусора? Все равно чаще всего его из дворов увозят "в одном кузове". Не лучше ли сжигать его в установках, которые не наносят ущерб природе, и пускать на тепло?

Рашид Исмаилов: Все-таки рациональнее извлекать из мусора как можно больше полезных фракций. Чтобы практически все шло в дело.

И мы к этому идем. Через десять лет сортироваться должны будут все сто процентов отходов. Это очень амбициозная задача. Но чтобы ее решить, нужно строить предприятия и по сортировке и переработке, изготовлению из вторичного сырья готовой продукции.

Когда это еще будет!

Рашид Исмаилов: Тем не менее люди должны быть к этому готовы. На нынешнем этапе мы ставим задачу сортировать мусор на грязный и чистый, или иначе - сухой и мокрый. Органика и остальные фракции, которые можно переработать. И только то, что не пригодно для переработки, сдавать на термическую утилизацию.

Рашид Исмаилов: Примерно треть всей массы. К концу года должны достигнуть 40 процентов, а к 2024-му будем сортировать половину всех отходов. Систему постепенно внедряют уже более чем в половине регионов страны. Хотя мы судим сейчас даже не по регионам, а по городам. Есть поручение президента организовать раздельный сбор мусора в городах с населением больше ста тысяч человек.

По данным опросов, сегодня больше 70 процентов людей уже готовы сортировать мусор, но перед их домом не стоят нужные контейнеры.

Рашид Исмаилов: Да, пока площадки недостаточно оснащены. Но могу сказать, что жители сами на общем собрании могут выйти с инициативой, чтобы возле их дома организовали раздельный сбор отходов.

Управляющие компании или товарищества собственников жилья должны договориться с регоператором по вывозу мусора. Такая инициатива только приветствуется. Не все пока, видимо, об этом знают.

Сказывается еще и то, что люди не верят, что отсортированный мусор потом не свалят в одну кучу. И такое, увы, пока бывает. А люди должны быть убеждены, что все работает, что их не обманывают.

Вы правы. Экоактивисты в Екатеринбурге проследили, как и куда вывозят мусор. Оказалось, все по-честному. И ребята успокоились.

Рашид Исмаилов: Одна из задач "реформы чистоты" еще и в том, чтобы сознание людей поменять. А для этого и власти, и регоператоры, и инвесторы должны как можно больше и открыто рассказывать о том, что они делают и как.

Старье не берем

В советское время в нашей стране был один из передовых опытов по сбору и переработке вторсырья в мире. Ездили сборщики, собирали даже старые тряпки и кости животных. Все шло в дело. Что-то из этого опыта мы переняли?

Рашид Исмаилов: Только то, что касается макулатуры. С тех пор в потреблении произошла настоящая революция.

Стало много упаковки, которая не перерабатывается вовсе. Вот духи вам подарили на 8 Марта, обратили внимание, во что они запакованы, сколько там составляющих? В СССР существовало всего несколько видов стеклянных бутылок. Сейчас их едва ли не сотня.

Мы создаем современную систему обращения с отходами. Сейчас в некоторых городах уже появились пандоматы для сбора пластиковых бутылок. Опустил одну-другую - и тебе начислятся баллы на покупку.

Какие фракции мусора мы перерабатываем больше всего?

Рашид Исмаилов: Вообще существует более 40 полезных фракций мусора. Пока мы научились извлекать пользу из четырех основных. Это железо, бумага, пластик и стекло.

Из сорока полезных фракций мусора в нашей стране пока только-только научились перерабатывать лишь основные. Их четыре

Вы обратили внимание, что нигде сегодня не валяются алюминиевые банки. Эта фракция вообще исчезла из потока мусора. Все ценное выбирают сразу дворники, бродяги. Потому что это можно выгодно продать. Картон тоже отлично собирают в пункты приема, если он сухой, конечно. Жители сами, как правило, складывают его возле контейнеров.

С нового года, кстати, введен запрет на захоронение, поэтому все потенциально полезное складируется в местах временного хранения. Это уже работает на комплексах по переработке отходов. В Московской области, например, их десять.

Экономика побеждает экологию

А когда у нас будет достаточно заводов по переработке?

Рашид Исмаилов: Прежде чем их строить, инвестор должен понимать, что ему это будет выгодно. Экономика, нравится нам это или нет, идет впереди экологии.

Мы не можем инвестора заставить построить завод за миллиард рублей, мощности которого потом не будут загружены. А чистого отсортированного сырья пока недостаточно. Замкнутый круг получается.

И мы сейчас на ходу создаем модель, в которой были бы взаимоувязаны экономика и экология. Но пока, надо признать, и спрос на продукцию из вторсырья низкий. Бутылку стеклянную дешевле произвести из новых компонентов, чем использовать вторичное стекло. То же самое со строительным мусором.

Говорят, чистое стекло очень востребовано.

Рашид Исмаилов: Вы правильно подметили - чистое. Но чтобы получить такое сырье, нужна отлаженная система раздельного сбора и сортировки. Пока высококачественного к переработке сырья мы получаем мало.

Недавно в Госдуму была представлена концепция строительства 25 заводов по термической утилизации неперерабатываемых отходов до 2027 года. Как вам она?

Рашид Исмаилов: Это коммерческие заводы - не государственные. Инвесторы определены - госкорпорации. Ценность идеологии термической утилизации, чтобы превращать мусор в "зеленую" энергию.

Но энергетики говорят, что им эта энергия не нужна. Она дорогая, и кто-то должен за это платить. Сейчас ведутся переговоры с правительством о введении специального зеленого тарифа, чтобы компенсировать эти затраты.

Понимаете, в чем казус, у нас много запасов ископаемого топлива - нефти газа, угля. И нам пока мешает переходить на экологическое сознание наше богатство, территория огромная, ширь бескрайняя. Вот и возводили мы годами настоящие мусорные монбланы.

Будут яблони цвести

В шахтерском моногороде Зверево (Ростовская область) на месте стихийной свалки появился экологический парк с птичьим городком, гостиницей для насекомых и велотропой.

Сделали это школьники по своей инициативе. Их педагог-психолог Дмитрий Кудряшов часто проводит уроки на свежем воздухе. На занятия ребята выходили в лесополосу, в последние годы превратилась в настоящий "мусорный пояс".

- Нам нравилось учиться на природе, но вокруг было очень грязно, и захотелось навести порядок вокруг себя, - рассказывает Кудряшов. - Убирали бутылки, сигаретные пачки, упаковки от еды, строительный мусор.

Один из учеников предложил сделать "экологическую тропу". За несколько недель очистили всю территорию и разбили небольшую делянку с лекарственными травами. Администрация города помогла оформить заявку на президентский грант - 372 тысячи рублей. А по губернаторской программе инициативного бюджетирования получить еще более двух миллионов. На эти деньги проложили пешеходные и велосипедные тропинки, поставили лавочки и стенды с информацией о местной флоре и фауне. На месте погибших деревьев высадили яблони и груши.

Но настоящий фурор произвела гостиница для насекомых. Это деревянное сооружение, внутри которого комнатки: сосновые шишки, кусочки коры, пропиленные деревянные бруски, глиняные блоки и кирпичи с землей и сеном. Здесь могут мирно сосуществовать пчелы, осы, шмели, божьи коровки и прочие обитатели леса.

У зверевских школьников есть последователи. Семья из Новочеркасска превратила свалку во фруктовый сад. Не один год жители свозили на "КАМАЗах" мусор к обрыву. Так случилось, что неподалеку купила дом семья Рукавишниковых.

И новоселье началось с масштабной уборки. Наняли трактор, который разровнял верхний слой мусора, а потом засыпали землей. После этого им еще не раз приходилось убирать мусор, который по привычке везли сюда с разных концов города.

Тогда Рукавишниковы взяли участок в аренду. В мэрии им установили символическую плату - тысячу рублей в год. Супруги посадили фруктовые деревья. Вскоре им стали помогать и соседи. Когда сад дал первые плоды, ликовала уже вся округа.

Бутылочная арифметика: скамейка и билет в Москву

Из пустых пластиковых пузырьков от кремов и туалетной воды в Крыму делают очень приличную парковую мебель, урны и вазоны.

Крупное предприятие по производству косметики в Крыму включилось в экологическую программу год назад. Принимают пузырьки и меняют их на готовую продукцию. За год с небольшим получили уже около семи тысяч пластиковых упаковок. Собранные отходы производители косметики сдают на перерабатывающее предприятие, где из них делают скамейки, столы и прочую утварь для парков и загородных домов. Их производством занимается молодое предприятие "Умная SREDA". "Мы берем речной песок, смешиваем его в определенной пропорции с дробленым пластиком, полиэтиленом и загружаем в экструдер, - рассказала управляющая крымским подразделением сети экологических заводов Алла Нырова. - Там все компоненты миксуются, разогреваются до 220 градусов, и получается однородная смесь". По консистенции она напоминает тесто. Затем все это кладут под пресс-форму, а после остывания смесь кристаллизуется, превращаясь в готовое изделие.

Из 84 килограммов пластика можно сделать две эколавочки. Вся полимерная составляющая готовой продукции - вторичное сырье. Измельченную фракцию отходов покупают на предприятиях переработки. Кстати, экологическое производство началось с крымского предприятия, а сегодня это уже сеть заводов в России.

Пандоматы против рака

В Белгороде у жителей очень популярны пандоматы для сбора ПЭТ-бутылок и алюминиевых баночек.

Они принимают отходы, выдавая взамен скидочные купоны в несколько магазинов. Пандоматы поставили около наиболее популярных торговых центров. Всю собранную тару везут на переработку.

В самом начале установки вендинговых аппаратов для сбора отходов рассчитывали, что пользоваться ими будет в основном молодежь. Да только со временем около пандоматов стали все чаще замечать белгородцев в солидном возрасте.

"Я собираю пластиковую тару и жестяные банки по совету внучки, - рассказала пенсионерка Наталья Лукина. - Мы же все понимаем: одна бутылка разлагается сотни лет! И вдвойне приятно, что большой аппарат в центре города работает на солнечной батарее".

Сеть торговых точек бытовой химии, производитель минеральной воды, а также игровой клуб уже стали партнерами регоператора и предлагают свои скидки для тех, кто пользуется пандоматами.

А деньги, которые переработчик отходов платит за тару, идут в фонд "Святое Белогорье против детского рака". Это не астрономические суммы. Но достаточные, чтобы, к примеру, оплатить семье билеты в Москву для обследования ребенка и уточнения диагноза.

Бензин добыли из пакетов

Из тонны отходов полиэтилена или полипропилена получается почти тонна полезных фракций. На выходе получается бензин, дизельное топливо, петролатум (парафины), газовая смесь и углеродистый остаток.

Крымчанин Ремзи Сейдаметов вместе с партнером создали технологию, способную переработать любые полимерные отходы в полезные фракции. Их установка уже работает. Ремзи получил российский патент на изобретение и подтверждение из Швейцарии, что его авторские права зарегистрированы в 159 странах.

Сейчас промышленный образец перерабатывает шесть тонн отходов в сутки. Два реактора помещаются в небольшом ангаре. Всю установку обслуживают два человека. Из тонны загруженных отходов полиэтилена или полипропилена реакторы выдают почти тонну полезных фракций.

"С каждого литра я могу получить 10 процентов бензина, 50-60 процентов дизеля, - говорит Ремзи. - Из жидких фракций остальное составляет парафин. Для его исследования у меня просто не хватает денег. Углеродистый остаток выглядит как уголь. Он тоже горит и дает тепло".

Бензин из установки обратного крекинга, сконструированной крымскими изобретателями, обладает высоким октановым числом выше 95. Поэтому заливать его в бак автомобиля в чистом виде не стоит - можно спалить двигатель. Это скорее бензиновая присадка, которую следует использовать в смеси с топливом с АЗС.

Соотношение смеси Ремзи вывел сам, поскольку за лабораторное исследование с него запросили 8 тысяч долларов. Сегодня на светлых нефтепродуктах из установки Сейдаметова ездят окрестные фермеры. Проверяют их на практике. Машина изобретателя тоже участвует в исследовании. Себестоимость этих нефтепродуктов значительно ниже, чем любого другого топлива.

Уникальна ли эта установка и действительно ли крымчанам удалось решить проблему, над которой бьются во многих странах? Конечно же, аналогичные исследования и подобные установки в мире есть, говорит Ремзи. Но пока все технологии, что сегодня может предложить мировой рынок переработки полимеров, не выдает более 50-60 процентов полезного продукта. А его установка извлекает 98 процентов фракций, востребованных рынком. Причем, изобретение совершенствуют. Для цифровизации проекта написано программное обеспечение. Теперь всем производственным циклом можно управлять из любой точки мира. Уже готов проект установки производительностью 30 тонн в сутки. Но одна такая штучная установка будет стоить более пяти миллионов долларов. Серийное производство могло бы удешевить проект.

Обойдемся без сортировки

Электроплазменная печь превращает медицинские маски в газ. И вместе с ними любая зараза, включая злосчастный коронавирус, распадается на безвредные компоненты.

В новосибирском Институте теплофизики им. Кутателадзе Сибирского отделения РАН создали технологию утилизации отходов в электроплазменной печи с получением газа для выработки электроэнергии. На разработку есть международный патент. Базовая технология может быть использована как в масштабных комплексах для переработки твердых бытовых отходов, так и в компактных установках по утилизации медицинских материалов.

"В институте уже есть действующий экспериментальный образец установки, который генерирует низкотемпературную плазму для газификации органики, - говорит сотрудник института Людмила Перепечко. - По сути своей, плазма - это четвертое агрегатное состояние вещества, когда все сложные соединения разлагаются на простейшие элементы, ионы".

Воздействия такой плазмы более чем достаточно для превращения органики в простые компоненты, которые при окислении дают энергию. То есть отходы нефтепроизводства, растительного сырья или просто биомасса могут стать источником для экологически чистой электроэнергии.

Экспериментальная электроплазменная печь с такой же легкостью превращает в газ и медицинские маски. "Небольшой установкой для утилизации медицинских отходов, способной перерабатывать до 50 килограммов в час, можно оборудовать, например, крупные больницы или поликлиники, - отмечает Людмила Перепечко. И добавляет: - При использовании по-настоящему крупных плазматронов для утилизации ТБО образуется достаточное количество синтез-газа для производства электроэнергии и нейтральных к окружающей среде минеральных шлаков, пригодных для производства, например, стройматериалов".

Плюсов у такой печи предостаточно. Во-первых, отходы не нужно сортировать: от воздействия высоких температур будут переработаны и металлы, и стекло, и органика. Во-вторых, выработанный синтез-газ является топливом. В-третьих, в отличие от простого сжигания, при столь высоких температурах не образуются вредные составляющие.

Сергей Винник, Александр Гавриленко, Никита Зайков, Алена Ларина, Елена Мационг, Анна Скрипка

Источник: rg.ru