Ровно 50 лет назад, 13 декабря 1969 года, в Набережных Челнах было начато строительство будущего завода КАМАЗ. Над его созданием без преувеличения работала вся страна, а завод вместе с ней переживал подъемы и кризисы. Сегодня это огромный холдинг, выпускающий различные виды автотехники: магистральные тягачи, самосвалы, автобусы, электробусы, специальную технику. В группу КАМАЗа входит несколько заводов и больше 100 компаний в России и за рубежом.
К полувековому юбилею КАМАЗ приходит крупнейшим в России производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным тенденциям. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и создание беспилотников. О самых актуальных и перспективных разработках КАМАЗа – в нашем материале.
Поколение К5
Крупнейший проект КАМАЗа последних лет – реализация программы К5, нового поколения грузовых машин завода. Для запуска программы К5 была проведена масштабная реконструкция предприятия. Силами работников КАМАЗа была создана совершенно новая машина премиум-класса. Сегодня первые автомобили семейства К5 уже запущены в тестовую эксплуатацию в транспортных компаниях. Работа над К5 и связанные с ней изменения на КАМАЗе заложили прочную основу для развития компании на ближайшие 15-20 лет.
В мае 2019 года был запущен завод каркасов кабин – совместное предприятие КАМАЗа и мирового автостроительного лидера Daimler AG. Новое подразделение КАМАЗа общей площадью более 60 тыс. кв. метров является предприятием с одним из самых высоких уровней автоматизации в России – порядка 80%. Полная мощность завода – 55 тыс. каркасов в год. На заводе используется только российская сталь, а доля локализованных деталей постоянно растет.
Модель КАМАЗ-54901, для которой будут поставляться кабины с новым каркасом – первый тягач из нового семейства К5 − отличается усовершенствованной эргономикой, современными узлами и агрегатами. Семейство K5 будет оснащаться новым рядным 6-цилиндровым двигателем Р6, соответствующим лучшим мировым аналогам своего класса.
Однако КАМАЗ не спешит выпускать новинку в продажу. Премиальный сегмент – новый рынок для компании, с очень высокой конкурентной средой. По количеству премиум-грузовики занимают половину российского рынка, а в денежном выражении – примерно 2/3. Поэтому очень важно в тестовом периоде устранить максимум проблем, которые возникают при эксплуатации нового КАМАЗ-54901. Впереди модель ждет проверка зимними холодами. Но уже сейчас понятно, что К5 станет основным драйвером рынка для КАМАЗа на ближайшее время.
Новому грузовику – новый двигатель
Специально для нового поколения грузовиков К5 на заводе двигателей КАМАЗа с 2018 года выпускается новый мотор Р6 – мощный, надежный и эргономичный. Рядный двигатель соответствует классу «Евро-5» и не уступает лучшим мировым аналогам в своем классе. В линейке представлены моторы мощностью от 380 до 550 л.с.. Ресурс двигателя − 1,5 млн км. Под выпуск нового семейства двигателей была построена собственная линия с высоким уровнем автоматизации.
По словам генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, в Научно-техническом центре предприятия для работы над новым двигателем был сформирован коллектив, ничем не уступающий любому европейскому КБ, способный спроектировать любой новый мотор. НТЦ был оснащен исследовательскими стендами, которые позволяют проводить глубокие исследования и испытания новых моторов. В следующем году планируется разработка двигателя по стандарту «Евро-6», самому высокому на данный момент по требованиям Евросоюза.
До конца 2019 года коллектив завода планирует выпустить не менее 1 тыс. машинокомплектов, а максимальный объем выпуска может составить до 12 тыс. моторов в год. В сентябре юбилейного года на заводе двигателей КАМАЗа был выпущен миллионный турбокомпрессор. В декабре на заводе ожидается еще одна круглая цифра – выпуск трехмиллионного двигателя.
Важным альтернативным топливом для грузового транспорта в нашей стране является газ. Поэтому уже в 2020 году на базе линейки Р6 планируется создание газодизельного битопливного мотора и двигателя на чистом газе. «КАМАЗы» на газомоторном топливе уже хорошо зарекомендовали себя. Это перспективное направление для сбыта, причем не только в нашей стране. Например, в Узбекистане, где КАМАЗ традиционно широко представлен, существует развитая сеть газозаправочных станций. В год 50-летия компания продемонстрировала возможности тягача КАМАЗ-5490 NEO, работающего на сжиженном природном газе, в международном автопробеге газомоторной техники «Голубой коридор».
Электробусы для Москвы и России
Другой успешный проект, ставший для КАМАЗа точкой роста последних двух лет, – пассажирский транспорт. Здесь компания работает в общемировом и российском тренде развития общественного транспорта для решения проблем городского трафика. Для того чтобы люди захотели пересесть с личных машин на городской транспорт, он должен быть современным, комфортным и надежным. Именно такие автобусы производит КАМАЗ.
Напомним, что в мае 2018 года КАМАЗ выиграл тендер на производство и поставку 100 электробусов и ультрабыстрых зарядных станций для Москвы. В январе 2019 года челнинский автогигант стал победителем еще одного тендера и поставил в столицу дополнительно 100 электробусов и 36 зарядных станций. Также КАМАЗ входит в число поставщиков, с которыми Москва заключила контракты жизненного цикла. В рамках такого договора автопроизводитель в течение 15 лет должен обеспечивать полную функциональность подвижного состава электробусов и зарядной инфраструктуры.
Электробус КАМАЗ-6282, разработанный по техзаданию «Мосгортранса» с учетом особенностей региона, – это один из наиболее высокотехнологичных продуктов КАМАЗа и один из лучших электробусов в мире. В 2019 году электробус КАМАЗа получил национальную премию «Автомобиль года в России». За текущий год по производству автобусов большой вместимости КАМАЗ обогнал предприятия, для которых это направление является традиционно профильным. В планах КАМАЗа – увеличение выпуска общественного транспорта и расширение присутствия в регионах.
«КАМАЗ» без пилота
Важный задел на будущее – инвестиции КАМАЗа в инновационные разработки, связанные с беспилотным транспортом. КАМАЗ создает сразу несколько типов автономных автомобилей: это транспорт, обеспечивающий движение автоколонн без водителей, бескабинные электромобили и городские шаттлы с системами автономного движения.
И если выход грузовых беспилотников на дороги общественного пользования пока невозможен ввиду отсутствия нормативной базы, то использовать такой транспорт на закрытых территориях реально уже сейчас. В декабре 2019 года начались первые тестовые заезды беспилотного автомобиля КАМА3-4308 на территории предприятия. Грузовик без водителя осваивает перевозку кабин с прессово-рамного завода на автомобильный. Также сейчас накатывается первый маршрут роботизированного «КАМАЗа» в одном из угольных бассейнов Кузбасса. Такие машины могут применяться на любых производствах, где требуются челночные перевозки по заданным маршрутам. Проектом уже заинтересовалась компания «Газпром нефть», которая планирует заменить традиционные грузовики на беспилотные машины на своих разработках в холодных широтах.
С 2015 года КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ работает над концепцией беспилотного автобуса малого класса под названием «Шатл» («Широко адаптированная транспортная логистика»). Оригинальность проекта заключается в том, что беспилотное средство может выступать как в роли автобуса, так и в роли такси. Маневренную машину можно будет заказать через приложение в телефоне, а маршрут будет прокладываться в режиме реального времени.
«Шатл» может стать основой принципиально новой системы общественного транспорта. Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов.