Комитет Госдумы по религиозным объединениям и общественным организациям во вторник, 15 сентября, провел заседание, посвященное решению Южно-Сахалинского суда, признавшего экстремистской книгу «Мольба к Богу», поясняющую Коран. Как выяснили «Известия», в скором времени комитет сделает заявление, в котором будет дана оценка проблемы и внесены предложения по ее решению. Среди них — обращение в адрес Верховного суда о подготовке постановления пленума для разъяснения судам нижестоящей инстанции их действий в этом вопросе, а также инициатива о запрете различным органам проверять священные книги на предмет экстремизма и передаче рассмотрения религиозных вопросов в юрисдикцию Верховного и областных судов.
Как рассказал «Известиям» глава комитета Ярослав Нилов, в заседании комитета участвовали руководители различных религиозных организаций, при согласии которых будут выработаны все предлагаемые меры.
— По инициативе члена нашего комитета депутата Магомеда Селимханова мы рассмотрели вопрос, связанный с появлением судебного решения о запрете некоторых сур Корана. Прозвучали также предложения со стороны депутатов, представляющих Чеченскую Республику, наложить некий мораторий на проведение любых научных экспертиз в отношении священных книг, — сообщил Ярослав Нилов.
Главный вывод, который в дальнейшем ляжет в основу заявления комитета по сложившейся ситуации, — религиозный вопрос сегодня крайне перегрет, политизирован и стал неким инструментом для дестабилизации обстановки в обществе. Именно такие шаги (как случай с попыткой запрета сур Корана. — «Известия») позволяют создавать благоприятную почву для действий религиозных экстремистов, вовлекающих в свою среду российских граждан.
— Поэтому мы должны принять необходимые меры и в будущем не допустить каких-либо провокаций, которые возможны в обстановке, вызванной такими неоднозначными решениями. Получается, что сегодня это судебное решение, несмотря на всю свою неоднозначность, могло бы вступить в силу. Хотя я убежден, что будет принято взвешенное решение, которое сгладит возникшую непростую ситуацию, учитывая, что уже есть протест со стороны прокуратуры, — подчеркнул глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.
От имени комитета также на этой неделе будет направлено обращение в Верховный суд с просьбой, чтобы ВС РФ рассмотрел данную ситуацию на соответствующем пленуме и подготовил рекомендации, которые найдут свое отражение в практике судов нижестоящих инстанций. В качестве основы для этих рекомендаций на заседании было высказано несколько предложений, одно из них заключалось в том, чтобы вопросы относительно богослужебной религиозной литературы и традиционных религиозных организаций рассматривались лишь на определенном уровне: как минимум, на субъектовом, как максимум, только Верховным судом. Также предлагалось рассматривать такие дела не одним судьей, а лишь коллективом судей. Помимо этого, прозвучало предложение законодательно запретить подвергать священные книги экспертизе.
— Но, на мой взгляд, такой законодательный запрет — не очень простое дело. Это потребует поправок в закон об экстремистской деятельности, в закон о Верховном суде, в закон и свободе совести и религиозных объединениях, в множество статей Гражданско-процессуального кодекса — целый ряд поправок потребуется, притом что формулировки должны быть предельно ясными и четкими. Они должны решать проблему и не разжигать ненужных дискуссий. Работа в этом направлении ведется, мы договорились, что оперативно подготовим все эти документы, согласуем на комитете и с представителями конфессий, — подчеркнул Ярослав Нилов.
Разработкой концепции законопроекта по запрету проверки на экстремизм текстов, представляющих культурно-историческое наследие, активно занимаются депутаты Госдумы от Чеченской Республики Шамсаил Саралиев и Магомед Селимханов.
Член комитета Госдумы по международным делам Шамсаил Саралиев, выступивший с предложением запретить судам проверять священные книги, заявил «Известиям», что непрофессионализм и некомпетентность судьи и прокурора дали почву для действий террористов, с которыми Россия борется на протяжении долгих лет.
— На мой взгляд, судья Перченко и прокурор Белобровец совершили, по сути, террористический акт в стране, признав экстремистской суру «Аль-Фатиха», которую читают мусульмане всего мира в день миллиарды раз. Фактически Южно-Сахалинский суд объявил всех мусульман экстремистами, тем самым запретив Коран и ислам в стране. Непродуманное, непрофессиональное решение сеет рознь в стране, дает эмиссарам террористов благоприятную среду для вербовки новых сторонников. Мы выступаем за то, чтобы суды не трогали священные писания. Они живут тысячелетиями, и никто не вправе над ними глумиться, — подчеркнул Саралиев.
9 сентября стало известно, что судья Южно-Сахалинского суда Наталья Перченко по иску прокурора Татьяны Белобровец признала экстремистской книгу «Мольба к Богу». Основанием к запрету явились суры из Корана. По мнению судьи, цитаты из Корана — «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха») и «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинна») — носят экстремистский характер. Фактически это означает, что не напрямую, а косвенно суд Южно-Сахалинска может признать и сам Коран экстремистским материалом.
Анастасия Кашеварова, Елена Малай