Русские Вести

Страсти по синагоге


В отсутствие главного раввина Адольфа Шаевича власть в московской хоральной синагоге пытается захватить "группа заговорщиков"?

Сегодня внимание не только еврейской общины, но и представителей других религиозных конфессий России приковано к событиям, которые происходят в Московской хоральной синагоге. Лишь два года назад Московскую еврейскую религиозную общину (МЕРО) возглавил бизнесмен Александр Кагно. Он принял руководство и над хоральной синагогой, которая была обременена различными долгами, в том числе по ЖКХ. О его предшественнике, несмотря на многочисленные долги, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт говорил: «У нас есть замечательный, инициативный и творческий председатель - Яков Соскин, под его руководством община интенсивно развивается. Считаю, что мне очень повезло работать с таким талантливым руководителем, глубоко вовлеченным в мельчайшие нюансы деятельности МЕРО. Проводимая им работа заслуживает самой высокой оценки». И вот оказалось, что Кагно "не оправдал надежд" общины и под давлением в январе этого года был вынужден написать заявление об уходе по «собственному желанию»...

Основным мотором сегодняшних перемен в МЕРО называют главного раввина Москвы 53-летнего Пинхаса Гольдшмидта, возглавляющего раввинский суд в России, председателя Совета раввинов Европы. Он родился и вырос в Швейцарии. Затем переехал в Израиль, где получил традиционное еврейское образование в известнейших ешивах мира: «Паневежис», а затем - «Нер Исроэль» (Балтимор, США). В 1988 году был раввином израильского города Назарет. В 1989 году, по приглашению главного раввина СССР Адольфа Шаевича, возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года стал главным раввином Москвы. Раввин Гольдшмидт в одном их интервью признавался: «В 1990-е годы, когда российских евреев объединяло желание выехать на Запад, Московская хоральная синагога была эдаким сервис-центром по помощи в организации эмиграции. Основной задачей раввинского суда стало подтверждение еврейства тех, кто желал выехать из страны. Сегодня мы живем в других условиях. Проблема эмиграции перестала быть определяющей для российского еврейства. Евреи строят свою судьбу в Москве, в России. Как раз те, кто был меньше связан с еврейской культурой, более ассимилированные евреи решили строить свою жизнь в новом обществе новой России. Тогда многие евреи стали заниматься политикой. В правительстве, в экономике, в журналистике, в начавшем развиваться бизнесе - везде евреи. Важную роль сыграло возникновение Российского еврейского конгресса (РЕК), он объединил под одной крышей и духовных руководителей, и еврейских политиков, и евреев-финансистов. Это было новшеством».

Напомним, что у истоков РЕК стоял тогдашний успешный (а ныне опальный) бизнесмен Владимир Гусинский, с которым у Гольдшмидта до сих пор сохраняются дружеские отношения. Как, впрочем, и с нынешним президентом РЕК Юрием Каннером. Гольдшмидт признается: «Сегодняшний РЕК отличается от того, что был раньше. Если на первом этапе своего существования он был скорее координирующим центром, то сегодня это полноценный фонд, благодаря которому развивается жизнь общины. В целом мне глубоко импонирует деятельность РЕК, и я благодарен руководству этой организации, в первую очередь моему хорошему другу, президенту конгресса Юрию Каннеру за большой вклад в развитие еврейской жизни в России. Люди хотят собираться для совершения праздничных и будничных богослужений, да и просто общаться друг с другом в конце концов. Сейчас уже можно говорить о существовании еврейских общин в России в том же примерно виде, в каком они существуют в любой другой стране». Второй руководящей личностью в сегодняшней возне вокруг МЕРО является именно президент РЕК Юрий Каннер.

Кого же они хотят видеть в качестве нового председателя МЕРО? Это молодой (34 года) и энергичный бизнесмен Ян Пискунов. Он уже занимает ряд высоких постов в ООО "Газпром-Медиа", несмотря на свою молодость, - заместителя генерального директора и начальника юридического департамента. Кроме этого, он еще и главный редактор журнала «Закон», и заместитель председателя правления Ассоциации юристов России, а также председатель Попечительского совета Российского еврейского конгресса. С его именем уже связано немало финансовых скандалов. Теми не менее, в отечественных СМИ появилась информация, что Пискунов приступил к исполнению обязанностей председателя МЕРО. Якобы главный раввин России Адольф Шаевич, находящийся сейчас за рубежом на лечении, заявил: «Уверен, что с Б-жьей помощью новый председатель МЕРО сможет вывести развитие общины на качественно новый уровень, обеспечить успех всем нашим начинаниям, а также создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития еврейской жизни и изучения Торы в нашей родной синагоге». Однако, раввины МЕРО, знающие манеру изложения мыслей Адольфа Шаевича, усомнились в подлинности этих слов и сочли нужным дезавуировать это сообщение: «Недавно размещенное в группе Facebook МЕРО обращение главного раввина России А.С. Шаевича не имеет отношения к действительности. Его публикация связана с очередной попыткой узурпировать власть в синагоге. В данный момент технический контроль над страницей находится у недобросовестных лиц, имена которых уже широко известны общественности».

Главный раввин России, которому в октябре должно исполниться 80 лет, заявил: «Мне поступает масса противоречивых сведений по данному вопросу. По возвращении в Москву мною будет сделано заявление с разъяснением ситуации. Сейчас единственное, что могу сообщить, что заседаний Совета общины и Общего собрания общины, которые правомочны принимать решения о смене Председателя общины, не проводилось». Странно, что Пискунов, который является заместителем председателя правления Ассоциации юристов России, столь открыто попирает устав МЕРО. Он уже попытался провести сокращения и вызвал главу ЧОПа, который охраняет МЕРО. Пискунов заявил ему, что не только сокращает число сотрудников, но и переносит аппаратуру, благодаря которой ведется видеонаблюдение, в другое помещение, отстоящее на 300 метров от синагоги. И только вмешательство раввинов помешало ему осуществить свое намерение.

В чем же суть возникшего конфликта? Поведение раввина Гольдшмидта, которого главный раввин Адольф Шаевич пригласил в Россию и отечески опекал его в течение четверти века, вполне понятно. Эту ситуацию несколько тысячелетий назад описал царь Давид: «Евший со мною хлеб, поднял на меня пяту свою». Какие же цели преследует энергичная триада, чем их не устраивает главный раввин России? Кагно они упрекают в том, что вновь МЕРО оказалась в долгах. Но ни для кого не секрет, что почти все религиозные конфессии Москвы, владеющие недвижимостью, испытывают те же трудности с коммунальными платежами. Но еще не было ни одного случая, чтобы кому-то из религиозных объединений Москвы отключили электричество или отопление.

Дело в том, что МЕРО является владельцем крупной недвижимости в центре столицы. "Заговорщикам" кажется, что они могли бы более эффективно управлять этой недвижимостью. Или выгодно продать ее, решив тем самым не только финансовые проблемы МЕРО, но и свои. Найдутся ли здоровые силы в еврейской общине, которые смогут противостать их притязаниям? От этого зависит исход конфликта.

Сергей Бычков,

Источник: www.portal-credo.ru