На днях британская газета The Guardian опубликовала любопытные данные, собранные специалистами Джорджтаунского университета. Согласно проведенному ими исследованию, годовой оборот религиозных организаций США составил ни много ни мало 1,2 триллиона долларов!
В ходе исследования был рассмотрен доход религиозных учреждений, включая учреждения здравоохранения, школы, благотворительные организации, мультимедиа, компании, задействованные в религиозной сфере. Также в университете провели исследование дохода кошерных рынков и рынков халяльной еды, социальных и филантропических программ.
Для сравнения: эта сумма примерно равна годовому ВВП таких стран, как Россия, Австралия и Испания, четырем ВВП Дании и Израиля. Для американцев эта цифра также составляет достаточно солидные 6,6% от валового внутреннего продукта. Кроме того, годовой оборот религиозных организаций США превышает доход таких гигантов IT-индустрии из первой десятки, как Apple, Amazon и Google.
Для сравнения: на медицину США тратят 3,2 трлн долларов – хоть и больше, чем зарабатывают религиозные организации, но все же преимущество медицинского показателя не столь убедительно.
В этой связи поневоле вспоминается фраза, приписываемая американскому фантасту и основателю «Церкви саентологии» Рону Хаббарду:
«Хочешь заработать тысячу долларов - открой бензоколонку, хочешь заработать миллион - создай новую религию».
Ныне его детище представляет собой мощнейшую корпорацию с 13 тыс. сотрудников в 107 странах мира, а плата за одитинг может достигать сотен тысяч долларов. Но, оказывается, финансовыми успехами, достойными зависти признанных акул бизнеса, могут похвастаться и многие другие религиозные организации США.
На этом фоне российские религиозные организации выглядят буквально нищими. Ведь даже согласно данным либеральных СМИ, «гигантские доходы», например, РПЦ исчисляются от силы 500 миллионами долларов в год. Это за всё: продажу религиозной литературы, выполнение треб (крестин, венчания, похорон и прочего), продажу свечек и многое другое. При этом российские верующие полностью вольны в выборе объёма своих церковных расходов.
Хочешь – возьми самую дешевую свечку, хочешь – несколько дорогих. Фиксированный размер, да и то далеко не во всех приходах, имеют разве что требы. Но и они в общей структуре свадебных или поминальных расходов играют довольно незначительную роль.
Другое дело – Запад и в частности США. Последние, конечно, не Германия, где государство вполне официально собирает с граждан, зарегистрировавшихся верующими, особый церковный налог, потом отдавая его духовенству той или иной конфессии. Американцы в свою очередь в большинстве своем очень жестко блюдут норму об отчислении верующими обязательной десятины – десятой части своих доходов.
Необязательно, конечно, в виде полноценных взносов. Есть немало и других способов получения денег – вроде сбора солидных пожертвований во время массовых молений на стадионах.
Нельзя сказать, что такая передача денег осуществляется насильно, хотя и это имеет место в деятельности так называемых тоталитарных сект, коих в США развелось великое множество. Нет, люди добровольно ищут в религии утешения в своих нуждах. Религия изначально была средством утешения, духовной поддержки страждущих. И такую же функцию она выполняет и в России, и в других православных странах. Просто подход там принципиально другой: «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «милости хочу, а не жертвы».
В США протестантская трудовая этика есть представление о том, что деловой успех любой ценой – это и есть угодная Богу жизнь, доходящая иногда до трагикомических ситуаций, когда лютеранские пасторы порой отказывали обанкротившимся прихожанам в причащении.
Отсюда и чисто коммерческий подход в религиозной деятельности вообще, направленный в первую очередь на получение максимальной прибыли.
Кстати, красноречивый факт: на социальные программы религиозные организации США тратят аж девять миллиардов долларов в год, целых 0,75% от своего гигантского годового оборота.
Подытоживая, можно заметить, что нашим согражданам очень повезло в том, что в нашей стране достаточно быстро перестали «создавать зелёную улицу» новомодным «демократическим» религиям с американской пропиской а-ля мормоны. Хотя их, конечно, можно понять: как и в любом другом бизнесе, они заинтересованы в расширении сферы влияния и рынков сбыта.
Нам же лучше по старинке, с покупкой свечечек и книжечек в храмах, по возможности и желанию, чем вот так, с превращением религиозной жизни в арену товарно-денежных отношений, где крутятся суммы, превышающие доходы самых крупных современных корпораций.