«Пермяки против Хабад» - констатировал в материале месячной давности. Пермяки в массе своей всегда выступали и выступают против возведения в их городе синагоги «ХаБаД Любавич» или «Еврейского центра» под эгидой хасидов.
Пермь приглянулась хабадникам давно. История начинается с начала 2000-х годов, когда губернатором Пермской тогда ещё области, а не края, как сейчас, был Юрий Трутнев. В это время в городе появился некий раввин Залман Дайч. Более мощное развитие в регионе хабадники получили во время губернатора Олега Чиркунова, известного, помимо всего прочего, что в своё время в качестве сенатора явился единственным, кто выступил в Совете Федерации против текста государственного гимна – стихов Сергея Михалкова. А потом – «Пермской культурной революцией», «новой культурой» со всевозможными «инновациями», уродливыми «инсталляциями» и «Пермским музеем современного искусства ПЕРММ» во взаимодействии с известным «деятелем» «новой культуры» Маратом Гельманом. Говорят, что благодаря помощи главного российского раввина-хабадника Берл Лазара влияние местной пермской секты на действующую региональную власть стало особо заметно именно тогда, и в это же время начались разговоры о строительстве центра Хабада в Перми. При следующем губернаторе – Викторе Басаргине, влияние хасидов ещё более усилилось. С 2016 года проходили пикеты и митинги против строительства синагоги, но потом прекратились, потому что их в определённый момент городские власти просто перестали согласовывать. Ну а следующий губернатор, с 2017 по январь 2020-го, – Максим Решетников, думается, в представлении не нуждается, достойно сейчас продолжает дело другого либерала Максима Орешкина на посту министра экономического развития страны. Говорят, что он, Решетников, особо не церемонясь, и дал команду тогдашнему мэру Перми Самойлову решить вопрос и с выделением земли, и с выдачей разрешения на строительство синагоги секте любавичских хасидов.
Как напоминал в указанном материале, в апреле 2019 года районный суд Перми признал общественного деятеля Романа Юшкова и управляющего ТСЖ Дмитрия Разживинавиновными в возбуждении ненависти и вражды за… объявление о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на строительство в городе Перми синагоги хасидской организации «ХаБаД Любавич». Хотя на суде из показаний свидетелей следовало, что отношение Хабада к неевреям – фашистское. Получается, в соответствии с решением суда, объявление о публичных слушаниях по вопросу строительства синагоги «ХаБаД Любавич» побуждает к ненависти по отношению организации, проповедующей нетерпимость к неевреям? Нонсенс. Для полноты картины, кроме районного пермского суда, следует упомянуть и другие субъекты, участвовавшие в этом деле. Юшков и Разживин привлечены к ответственности при участии Дзержинского отдела полиции Перми, местной прокуратуры и пермского Центра по противодействию экстремизму. Опять до боли известный «Центр "Э"»!
Но борьба жителей Перми, не понимающих для чего в их русском городе нужен еврейский центр или синагога Хабад, продолжалась. Позже, в августе 2019 года, всё же общественные слушания состоялись. Как тогда сообщали, большинство жителей города высказались против строительства синагоги еврейской секты «ХаБаД Любавич».
И вроде было обнадёживающее сообщение месячной давности. Власти Перми на тот момент не выдали разрешение на строительство Еврейского центра. «Еврейский центр» – иное название синагоги «ХаБаД Любавич». Когда хабадники встретили резкое неприятие синагоги Хабад со стороны пермяков, то для смягчения восприятия стали говорить «Еврейский общинный центр», а ещё чуть позже стали добавлять – «благотворительный». Но прежде всего «центр» – это синагога, а уже к ней прилагается некая инфраструктура, в том числе, коммерческая – актовый зал, зал с тренажёрами, кошерный ресторан. В конце своего прошлого материала отмечал, что независимые наблюдатели на основе неофициальной информации утверждали, что нынешнее руководство города и новый мэр Алексей Дёмкин столкнулись с тем, что проект грубо нарушает требования Градостроительного кодекса. Участок муниципальной земли предоставлен предыдущим главой города бесплатно под «объект благотворительного назначения», однако, говорят, что в действительности Бейт ХаБаД благотворительности не подразумевает, анализ документов показал, что назначение объекта – культовое и отчасти коммерческое. Руководство Перми, в частности – мэр Алексей Дёмкин, оказалось в затруднительном положении и в перспективе под угрозой привлечения к ответственности за нарушение закона. Однако, как особо отмечал в прошлый раз, были основания полагать, что заминка эта временная - могущественные потаённые силы продолжат давление на городские и областные власти. «Посмотрим, что окажется весомее для пермской власти – мнение пермяков и нормы закона или закулисные игры любавичских хасидов?» - заключил я в прошлый раз.
Сильнее Закона и мнения жителей оказались закулисные игры.
Недавно, 8 июля, мэрия Перми всё же разрешила строительство Еврейского благотворительного центра, здание планируют построить на улице Энгельса, 25. В ближайшее время «община» приступит к подготовке площадки для строительства на ранее предоставленном ей под эти цели земельном участке, называется и срок сдачи объекта: примерно через 2–2,5 года.
Следует констатировать, что нынешний губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, который в 2016 году баллотировался в Государственную Думу от партии «Яблоко» (не прошёл в депутаты, конечно), не стал разбираться в нарушениях закона, несмотря на многочисленные официальные заявления и просьбы в его адрес со стороны общественников. В итоге дал «отмашку» на строительство «Еврейского центра». Да, что-то не везёт пермякам… и с губернаторами тоже, ни одного принципиального, все такие податливые на закулисные игры…
Общественный деятель Роман Юшков в разговоре с журналистом «Накануне.ru» отметил: «Из самого проекта предельно ясно, что это будет синагога, полностью служащая интересам ультраортодоксальной еврейской общины "Хабад Любавич"… Не считать же благотворительностью планируемый при синагоге музей толерантности, куда будут водить пермских школьников? Между тем, земля бесплатно выделена горадминистрацией именно под "объект благотворительного назначения", поэтому вся ситуация очень дурно пахнет с точки зрения и юридической, и уголовной… Именно в этом центре, а не в каких-то случайных помещениях типа пермского кукольного театра, как раньше, будут проходить экстравагантные еврейские ритуалы… Например, на Йом Кипур будет организован обряд "капарот", то есть принесение в жертву петухов с медленным ритуальным выпусканием из них крови. А на Пурим здесь будут устанавливаться ритуальные виселицы с повешенной куклой Амана, воплощающей всех врагов еврейского народа? А еврейским детишкам будут раздавать печенье в виде отрезанных человеческих ушей? Наверное, и мэра Дёмкина пригласят попраздновать, и губернатора Дмитрия Махонина»…
Интересно, «петухи» и «печеньки в виде отрезанных человеческих ушей» - это как? Где пермские структуры «Центра «Э»» МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов? Почему не видят в этом потенциального нарушения закона? На практике, наоборот, как было сказано выше, эти структуры всё делают для того, чтобы привлечь к ответственности тех, кто на это обращает внимание.
Тему ещё продолжу. Пока лишь скажу, что Пермь в таком ракурсе наводит на смутные аналогии с украинским Днепром (Днепропетровском), ну и фигурой Коломойского в связи с этим, вотчиной которого является днепропетровский регион. Там, на Украине, есть ещё персонаж Шмуэль Каминецкий - главный раввин города Днепра и Днепропетровской области, яркий представитель любавического хасидизма (Хабад), тесно связанного с Коломойским, со всеми отсюда исходящими. На этом перечень интересных персон, в том числе российских, не заканчивается. Об этом упоминал два года назад в материале "Ой-вей, или К чему ведет Хабад?". Там – ребе Шмуэль Каминецкий, здесь – раввин Залман Дайч… Так вот, не является ли Пермь в России для определенных глобальных сил неким подобием Днепропетровска на Украине? Интересный «плацдарм» хасидизма получается. И не будем забывать, что Берл Лазар в России является, мягко выражаясь, инициативным представителем любавического хасидизма.
Андрей Сошенко