В 2010 году в некоторых регионах России провели эксперимент, который якобы подтвердил «успех» нового школьного предмета – «Основы православной культуры».
Никто не привел никаких данных, подтверждающих некую «эффективность», но после заявления о том, что это нужно преподавать всем детям, начался скандал. В итоге приняли половинчатое решение – ввели новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Там среди модулей есть и ОПК.
Важно сказать, что это не соответствовало церковным интересам. Попы хотели, чтобы никакой альтернативы ОПК не было. Еще в 1999 году патриарх Алексий IIговорил открыто:
«Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».
Так что они просто реализуют этот проект. В действительности ОПК – пропагандистский предмет, где не рассказывают о православной культуре, а именно пропагандируют религиозный культ. Дабы убедиться в этом, достаточно посмотреть на типичный урок ОПК в светской школе (https://www.youtube.com/watch?v=agPFRgc458A). Как видно, учитель не знакомит детей с культурой, а именно промывает мозги.
Стоит сказать, что ОПК – уникальный предмет постольку, поскольку автор – священнослужитель и миссионер, а не религиовед или культуролог. В 4 статье федерального закона «О свободе совести» указано, что государство:
«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
Не совсем понятно, как это можно обеспечивать, когда четвероклассникам навязывают религиозное мракобесие, пользуясь невежеством или безразличием родителей и авторитетом учителя.
Впрочем, можно еще сказать, что пока есть выбор, от ОПК потихоньку отказываются. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что в этом году только 14% уральских учеников выбрало ОПК. А в республике Коми только 10%. В интернете петицию против преподавания ОПК подписало более 80 тыс. человек.
И это несмотря на то, что данный предмет, несомненно, поддерживается властью. Ведь как-то дажезавуча школы уволили из-за того, что, по мнению попов, недостаточно много людей выбрало ОПК.
Что же происходит на этих уроках? Во-первых, что самое главное, там не говорят о том, что православие – просто религиозный культ, часть истории России. Там говорят, что православие – истина и что как будто библейские события – истина, что якобы всякие «чудеса» действительно имели место и проч.
Причем, что самое интересное, РПЦ пропагандируют даже иногда преподаватели иных предметов, в частности «Основ мировых религиозных культур». Алина Наумова, мать ученика, рассказала, что происходило на уроке в светской школе:
«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками».
Ключевой вопрос: а для чего вообще нужно это в школе? Дети должны получить базовые знания, а затем выбрать, куда пойдут дальше. Религия – личное дело каждого. Наверное, сами разберутся со временем. Тут же их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».
Теперь об ОПК. Анна Сытина из Московской области сказала, что случилось с ее дочерью после посещения этих «культурологических» уроков:
«Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила — учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“».
Видимо, учительница связала «духовность» с утверждением Воланда о том, что человек «внезапно смертен». Конечно, многие люди думают, что это [пропаганда РПЦ] только отторгает детей от религиозного культа. Однако, увы, бывает и такое, что впечатлительных детей просто запугают.
Самое важное, что таких учителей не увольняют. Похоже, такие как раз самые ценные. Ведь все эти деятели проходят курсы подготовки. Если туда берут учителей труда, то даже сложно сказать, как их там готовят. Не исключено, что этим занимаются попы-миссионеры, которые как раз заинтересованы в том, чтобы православие дети выбирали любой ценой, а поэтому запугивание – один из лучших вариантов.
Вот уже 3 года преподают это в школах. Как же россияне в большинстве своем относятся к религиозной пропаганде в школе? В 2009 году, по данным «Левада-центра», почти 70% положительно относилось к тому, чтобы были предметы, которые знакомят детей с религией. Конечно, они имели в виду просто знакомство со всеми религиями, где рассказывают, например, историю религий. Однако уже в 2013 году поддерживали это только 22%.
Эти результаты говорят попам и чиновникам о том, что нужно активнее продвигать религию. Уже сейчас всерьез рассматривается возможность преподавания ОПК в других классах школы. Митрополит Калужский и Боровский Климент заявил:
«Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс».
Как видно, уже речь идет не о некой общей программе, а именно о православной пропаганде. Поп даже не говорит о том, что если эти православные так хотят, чтобы их ребенок знал культ, то могли бы отправить его либо в специальное учебное заведение религиозного толка, либо в воскресную школу. Попам нужно, чтобы это было для всех, т. е. и для тех, кому это вообще не нужно.
Председатель профсоюза учителей Андрей Демидов о ситуации, с которой знаком хорошо:
«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались».
Но важно учитывать, что, несмотря на критические замечания компетентных людей, данный предмет пока никто отменять не намерен. Возможно, именно из-за критики предмета нет во всех классах школы, но такая идея, несомненно, будет актуальна в ближайшее время.
Кураев, автор учебника, теперь в опале, поэтому все чаще критикует РПЦ. Даже ОПК раскритиковал. Но конечно, не свой учебник, а преподавание:
«Епархиальные центры ориентируют преподавателей на ложные цели: воцерковление детей, повышение духовности в церковном смысле этого слова. Я не вижу и методической настойчивости институтов повышения квалификации учителей в системе светского министерства образования, чтобы этот курс имел под собой достойную научную базу».
О какой научной базе в данном случае может идти речь? Предмет для четвероклассников. Неужели никто за все это время не смог додуматься, что, возможно, слишком рано начинают разбирать мировоззренческие вопросы, тем более есть разделение на группы, когда есть выбор между светской этикой, православием или исламом. С таким же успехом можно было бы преподавать в первом классе, например, «Онтологию в средневековой философии».
Но в том-то и дело, что основная задача не связана собственно с образованием. Ведь никаких реальных знаний дети на этих уроках не получат. В лучшем случае они просто потратят время впустую, в худшем – станут верующими фанатиками, на которых повлияли россказни «уверовавших» учителей.