Русские Вести

О строительстве новых церквей


Недавно жители белорусского Витебска отстояли парк Партизанской славы, на территории которого БПЦ при поддержке местных властей хотела построить точную копию полоцкого Софийского собора XI века.

Неравнодушные горожане каждую неделю собирались возле парка и оставляли подписи под письмом к президенту с просьбой остановить стройку, а защитники храмостроя не уставали заявлять, что против православной церкви ополчились злобные безбожники и коварные националисты, желающие выдворить из страны все российское, в том числе и подконтрольную РПЦ белорусскую церковь. На деле же получилось так, что в рядах противников строительства Софийского собора можно было встретить как атеистов, так и православных. Последние, не отказываясь от своей веры, тем не менее, были убеждены в том, что для жителей областного центра один из немногих городских парков гораздо важнее религиозного новостроя. Самих храмов, как выяснилось, православным вполне хватает.

Да и против собора как такового никто из мирно протестовавших открыто не высказывался. Более того, церкви было предложено перенести стройку из парка в другое место. Например, в быстро растущий спальный район, где можно было бы не только начать возведение Софийского собора, но и благоустроить близлежащую территорию без вырубки деревьев. Однако, судя по последним событиям, такое предложение служителей культа явно не устроило.

Теперь с инициативой восстановления костела Святого Антония, который находился рядом с городской ратушей, выступила католическая церковь. После Октябрьской революции здание костела переоборудовали под спортивный зал, позже - в музей религии и атеизма, в котором демонстрировались останки Ефросиньи Полоцкой и был подвешен маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. После войны костел более 15 лет простоял в руинах, пока в 1961 году при проведении работ по расширению улицы Ленина городские власти окончательно не снесли культовое сооружение.

Добро на реконструкцию костела еще в декабре 2015 года дало Министерство культуры. Сейчас католическая церковь активно ищет источники финансирования и занята оформлением всех необходимых документов. Впрочем, помимо католиков вспомнить о возрождении утраченных религиозных зданий сегодня могут и представители других конфессий.

В начале Могилевской улицы, на набережной Западной Двины (сегодня это улица Калинина), находилась построенная в первой половине XIX века одна из многочисленных синагог дореволюционного Витебска. В 1929 году каменное здание Главной Хоральной синагоги было передано швейной фабрике "Профинтерн" и превратилось в клуб рабочих. Синагога серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны и было снесено в 1950-х годах.

Самая старая витебская синагога находилась на нынешней улице Суворова (в былые времена - Узгорская или Взгорская). В 1921 году здание переоборудовали в Еврейский коммунистический университет, затем - в художественный музей и, наконец, в Дом Красной Армии. Синагогу, не пережившую военных лет, снесли в 1945 году.

А вот на улице Революционной (она же Большая Ильинская) до сих пор сохранились руины Большой Любавичской синагоги, возведенной на рубеже XIX-XX веков. Историки уверяют, что культовое сооружение в свое время посещал отец известного художника Марка Шагала.

В 1923 году синагога была закрыта. В разное время в ее стенах располагались аэроклуб, дом культуры и склады. В 2008 году городские власти заговорили о создании в районе Покровской улицы так называемого "шагаловского квартала" с новой гостиницей, магазинами, кафе, центром современного искусства, художественной школой и, судя по всему, отреставрированным зданием Большой Любавичской синагоги. Однако проблемы с финансированием приостановили реализацию амбициозного архитектурного проекта стоимостью в 2,5 миллиона долларов.

Вместе с тем к идее реконструкции синагоги на улице Революционной скептически относятся даже сами иудеи. По словам председателя Витебской ортодоксальной иудейской общины Леонида Томчина, восстановить Любавичскую синагогу будет проблематично, сложно и дорого, ведь от нее остались одни лишь стены.

Надо полагать, именно по этой причине иудейская община приняла решение о строительстве новой синагоги. В 2015 году на улице Грибоедова исключительно за счет добровольных пожертвований началось возведение культового сооружения. Для этого было снесено старое здание, находившееся в аварийном состоянии.


Проект новой витебской синагоги

Почему вероятность возникновения массовых протестов, недовольства грядущей католической стройкой и возведением синагоги со стороны атеистической общественности в действительно толерантной Беларуси практически равны нулю?

В свое время, когда в 2000-х БПЦ строила в Витебске разрушенные большевиками Успенский собор и Воскресенскую церковь, никто даже не думал препятствовать православным, точно так же, как сегодня не препятствует католикам и иудеям восстанавливать храмы, исчезнувшие в годы советской власти, тем более в тех местах, которые в настоящее время пустуют. Почему так происходит? Этот вопрос лучше всего переадресовать православным, не видящим ничего зазорного в том, чтобы пожертвовать городским парком ради собора, исторически не имеющего никакого отношения к Витебску, и свято уверенных в том, что во всех бедах человечества виноваты геи, лесбиянки, атеисты и вообще весь безбожный загнивающий Запад.

Впрочем, ситуация всегда может измениться, если служители культа вдруг передумают возрождать храм на его историческом месте и положат глаз на более выгодную и прибыльную точку - например, территорию очередного парка или сквера. Как это происходит сейчас в Минске, где ради строительства костела уже начали вырубать деревья.

Источник: www.a-theism.com