Русские Вести

Новости о религии в России и мире 2


Праздничная молитва в Курбан-байрам в Москве пройдёт без прихожан

Праздничная молитва в Москве в Курбан-байрам 31 июля состоится только в Соборной мечети и с участием исключительно представителей духовенства. Об этом сообщает Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ.

По его данным, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции праздничная молитва в Москве будет проводиться с участием имамов, муэдзинов и заместителей муфтия. В других мечетях, а также местных религиозных организациях мусульман праздничный намаз проводить не рекомендуется.

В Совете улемов порекомендовали всем мусульманам в кругу семьи послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь муфтия, по завершении молитвы и проповеди самостоятельно совершить дополнительный намаз. Посмотреть онлайн-трансляции можно в эфире телеканалов, в социальных сетях религиозных организаций.

Ранее пресс-служба департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы напомнила, что публичные мероприятия из-за пандемии проводятся с ограничениями. Столичные власти призвали мусульман провести праздник дома и не подвергать риску здоровье и жизнь близких, а также всех окружающих людей. Также онлайн можно заказать мясо жертвенного животного. Его доставят на дом или передадут для благотворительных целей.

Напомним, что Курбан-байрам отмечается на десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и знаменует собой завершение хаджа - паломничества мусульман в Мекку. В Курбан-байрам богослужение традиционно начинается с проповедей и праздничного намаза, кульминацией становится принесение в жертву животных. Это один из двух главных праздников в исламе.

РГ.ру

 

Подлинная плащаница после реставрации вернётся на остров Кижи

В Преображенскую церковь на острове Кижи вернётся плащаница из подлинного убранства храма. Её больше года реставрировали в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря в Москве. 

Плащаницу в 1834 году пожертвовал Преображенской церкви Антон Ошевнев. Это живописный холст с изображением тела Иисуса Христа во гробе, обрамленный бархатной каймой с фигурами херувимов по углам, сообщает пресс-служба музея-заповедника "Кижи". В ходе реставрации холст, исполненный маслом, отделили от текстиля и реставрировали отдельно. После плащаницу собрали на экспозиционный подрамник. 

О всех тонкостях работ рассказали московские реставраторы Антон Трофимов и Екатерина Заварина, приехавшие специально в Петрозаводск. Они отметили уникальность экспоната - подобное исполнение и размер плащаницы встречаются редко. Увидеть подлинную плащаницу можно будет уже в августе нынешнего года, когда Преображенскую церковь откроют после реставрации. Это произойдёт в праздник Преображения Господня.

РГ.ру

 

«Угроза религиозного экстремизма»

Плести венки из ромашек, прыгать через костры, петь акафисты Игорю Талькову, Распутину и Сталину вкупе с Николаем II, религиоведы и сектоведы предупреждают, что в России - вместе с сочувствующими - насчитывается около 100 тысяч неоязычников. Эти цифры недавно прозвучали на вебинаре "Неоязычество в современной России: угроза религиозного экстремизма".

По численности - это капля в море, но очень уж необычная капля. Воззрения язычников иногда просятся в сборник юмористических рассказов. Боксёр Александр Поветкин, например, рассказывает о рождении своей веры после просмотра мультфильма. И в свои гуру неоязычники часто записывают юмориста Михаила Задорнова (перед смертью, правда, не побежавшего искать священные дубы, а позвавшего известного православного священника, чтобы исповедоваться и причаститься). А некоторые адепты неоязычества прямо признают, что никаких богословских и просто книжных источников своей веры они не нашли, что она ими выдумана, но "боги нас простят".

Однако юмор юмором, но дело кончается подложенными в православные храмы бомбами, их поджогами, спиливанием поклонных крестов, а также убитыми в Санкт-Петербурге выходцами из Средней Азии. В крайних вариантах - это "религия" людей без сердца и без головы. Судя по региональным соцопросам и анкетированию, большинство называющих себя неоязычниками учатся в ПТУ и колледжах. Многие занимаются спортом. Качают мышцы, не задумываясь о содержании того, что у тебя в голове.

Неоязычники стараются вписаться в социум, принимая активное участие в местных этнических фестивалях и смело подавая заявки на свое участие в муниципальные органы власти. Органы эти обычно не очень щепетильны, и "нет" неоязычникам говорят, когда уж получают совсем неудобоваримые предложения, как, например, поставить в мирных городских парках языческие фаллические символы.

Главная фишка неоязычников - невероятная примитивность

Наиболее активное общение и вербовки неоязычники обычно разворачивают в соцсети "ВКонтакте". И с самого начала не невинные разговоры часто заканчиваются обысками и уголовными делами, как это было, например, с "Детьми Перуна". "Мы не специалисты по субкультурам, - подчеркивает иерей Александр Кузьмин из Борисоглебского храма в Саратове, - но занимаемся деструктивными сектами, вредящими государству и человеку". Неоязычники часто являются питательной средой для такой деструктивности.

Поговаривают, что это наспех сляпанный и внедрённый проект, специально и финансируемый Англией и Францией, но всякая конспирологическая версия по части убедительности часто сродни неоязыческим воззрениям. История со старцем Сергием (Романовым) в Среднеуральском монастыре и необычное, не очень христианское поведение молодых монахинь в нём, а также казаков (хоть вроде бы и не реестровых), по мнению экспертов, тоже заставляет задумываться, если не о неоязыческих началах, то о возможной инспирированности этой истории. Главная фишка неоязычников - невероятная примитивность. Но она оказывается привлекательной, и это вызов.

РГ.ру

 

Папа Римский огорчён сменой статуса Святой Софии

Папа Римский Франциск после долгого молчания наконец высказался о смене статуса собора Святой Софии в Стамбуле, превращённого в мечеть. "Я думаю о Стамбуле, о Святой Софии, и я очень огорчён произошедшим", - сказал Папа в ходе традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане.

Долгое молчание понтифика касательно самого громкого события последних дней в религиозном мире уже начало вызывать беспокойство у противников смены статуса собора. В частности, в греческой прессе, по понятным причинам, активнее всех осуждающей смену статуса Айя-Софии, пишут, что если Папа не осудит этот шаг турецких властей, то не будет создан "единый христианский фронт" против смены статуса собора. Кроме того, греческая сторона отмечает, что мнение Папы влияет на позицию лидеров многих христианских стран. Ранее римско-католические епископы Турции отказались осудить смену статуса собора. "Мы не можем давать советы касательно внутренних дел Турции, - сказано в заявлении епископов, опубликованном Агентством католических новостей. - Мы бы хотели, чтобы собор сохранил свой статус музея, но решение об этом находится в исключительном ведении Турецкой республики".

Надо отметить, что Ватикан сыграл довольно негативную роль в судьбе Византии и восточного православия до падения Константинополя, косвенно облегчив Османской империи эту задачу, поэтому любое высказывание Святого престола в отношении Айя-Софии оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, Папа, называющий себя главой всех христиан, обязан высказываться по таким вопросам, с другой - именно в Италии хранится значительная часть сокровищ из разграбленного крестоносцами в 1204 году Константинополя. И пускай взятие города было инициировано венецианским дожем Энрике Дандоло, но Ватикан никак не возражал против действий крестоносцев.

РГ.ру

 

Синагоги под прикрытием

Старые синагоги выставляют на торги и отдают под склады и спортзалы. Статус культурного наследия и градозащитники тут бессильны. Стать владельцем синагоги XIX века можно всего за 12,5 тысячи рублей.

Синагогу в Слониме, маленьком городке в Беларуси, выставили на аукцион в начале лета. СМИ писали, что за здание в стиле барокко, построенное в 1642 году, назначили стартовую цену, равную стоимости местной однокомнатной квартиры – около 137 тысяч рублей. На продажу синагогу выставил слонимский отдел культуры, однако покупателей не нашлось. Второй аукцион назначили на 13 августа, а цену снизили на 14 тысяч рублей. Теперь первоначальная цена лота составляет 123 тысячи 300 рублей.

В послевоенные годы в здании Слонимской синагоги располагался обычный склад. По назначению здание перестали использовать во время Второй мировой войны, когда большинство слонимских евреев были расстреляны или угнаны в концлагеря. Сегодня это уникальное помещение, внутри которого сохранился декор XVII–XVIII веков – например, уникальные фрески в стиле гризайль, – просто-напросто обнесено забором. Здание имеет статус историко-культурной ценности, и это в некотором роде спасает его. Одним из условий продажи Слонимской синагоги называют её реконструкцию под объект религиозного или «культурно-просветительского и зрелищного назначения». Иначе говоря, в здании нельзя будет сделать магазин, склад или нечто подобное. Десяткам других заброшенных после войны синагог в России, Прибалтике, Белоруссии и на Украине повезло меньше. Их продают под спортзалы, хозяйственные помещения или просто под снос – чтобы на месте здания, некогда бывшего культурным наследием, построить жилую высотку или торговый центр.

Намерение литовских чиновников в 2016 году продать синагогу в городе Симнас завершилось скандалом. Кирпичное здание, постройку которого датируют началом ХХ века, было внесено в регистр культурных ценностей Литвы. Однако на аукционе чиновники предлагали использовать его как хозпостройку или спортзал. «Содержать имущество слишком дорого: с ним надо что-то делать. При этом еврейская община не выдвигает претензий по вопросу использования здания», – объяснял своё решение о продаже районный мэр Альгирдас Врубляускас.

Судьба Симнасской синагоги в некотором роде выглядит типичной. До Второй мировой войны в местечке Симнас проживало 1979 человек, из которых почти половину составляли евреи. Большинство из них были расстреляны нацистами в сентябре 1941 года. Здание синагоги опустело: после войны в нём сделали сначала местный дом культуры – этому способствовала возможность разместить внутри сцену и более 200 мест для зрителей, а затем и школьный спортзал. Последние десятилетия строение ветшало: школа со спортзалом переехала в другое место.

Остановить продажу Симнасской синагоги удалось лишь после вмешательства Департамента культуры Литвы. В 2019 году на деньги родственников евреев, погибших в Симнасе, на здании установили мемориальную табличку. Этот акт, помимо увековечения памяти жертв Холокоста, имел, по всей видимости, и охранное значение – предотвратить в будущем попытки устроить из исторической синагоги спортивный зал.

Летом 2019 года стать владельцем синагоги XIX века можно было всего за 12,5 тысячи рублей. Здание продавали в белорусской деревне Порозово. Местные краеведы писали, что, возможно, это единственная сохранившаяся в Беларуси синагога, построенная из бутового камня – обломков горных пород неправильной формы, которые создают уникальный, неповторимый фасад.

В документах, представленных на торги, здание проходило как склад, а его историю начинали отсчитывать на полвека позже – с 1964 года, когда строение приняли в эксплуатацию послевоенные советские власти. С этой «родословной», по мнению чиновников, продать здание было бы проще. Оно новее, «не такое битое» – по аналогии с продажей автомобилей, и не несёт в себе никаких дополнительных смыслов: склад, он и есть склад. Впрочем, по последним данным, даже с новым «паспортом» покупателя зданию так и не нашли.

Ещё одна история с продажей синагоги разворачивается прямо сейчас в Одессе. Зимой 2020 года здесь выставили на торги участок со зданием бывшей Новобазарной синагоги на улице Ольгиевская. Участок отдают под застройку высотного жилого комплекса. Примечательно, что с 1991 года здание, которое в конце XIX века построил известный модернистский архитектор Маврикий Рейнгерц, входило в список охраняемых культурных объектов. Однако в 2008-м синагогу вычеркнули из этого списка, а годом позже в ней неожиданно случился пожар. Так здание намеренно приводили в негодность, готовя участок под продажу, полагают местные градозащитники.

В ряде случаев еврейские сообщества борются за здания и стараются приобретать их, привлекая свои и зарубежные средства. Так произошло, например, в Бресте, где летом 2019 года иудейская религиозная община выкупила здание бывшей синагоги «Экдеш» у частной компании. Владельцы запросили цену в 300 тысяч долларов. Более 100 тысяч буквально за два дня собрали с помощью краудфандинговой интернет-платформы, а ещё 200 тысяч, как сообщалось, пожертвовал на условиях анонимности частный меценат. Однако эта история – скорее исключение, чем правило. Там, где синагоги выставляют на продажу, после войны зачастую вообще не осталось еврейского населения – бороться за старые здания, которые предлагают под склады или спортзалы, попросту некому.

Факты продажи синагог имеют место по всему миру – причём, порой, как это ни парадоксально, продавцами выступают сами еврейские общины. Так, в 2019 году община в Нью-Йорке выставила на торги здание синагоги возрастом 108 лет. Среди причин называли в том числе высокую стоимость обслуживания постройки.

Однако наиболее остро эта проблема стоит в Восточной Европе. Всего европейское пространство насчитывает около 3200 синагог. Большинство из них расположены на территории стран Прибалтики, в Белоруссии, России и на Украине – таковы данные Фонда еврейского наследия. Эта международная организация ищет и выделяет средства на реставрацию иудейских храмов. По информации фонда, больше половины восточно-европейских синагог заброшены и медленно разрушаются. Построенные некогда в уездных местечках и деревнях, побывавшие в роли советских магазинов, школ и заводов – сегодня порой только старожилы знают, что эти здания когда-то были синагогами.

«Мы не можем сохранить всё, но давайте попробуем спасти самое лучшее, самое важное – то, что сейчас в зоне риска, – призывает в интервью изданию Guardian Майкл Мэй, один из членов Фонда еврейского наследия. – Когда мы сохраняем эти здания, мы сохраняем историю сообществ, бывших сердцем еврейского народа. Эти здания – как порталы в другие миры, которые могут рассказать нам о многом».

Глобальный еврейский онлайн-центр.ру

 

"Ненависть ко всему чужому". Миллионы людей примыкают к новой религии

Движение Black Lives Matter в поддержку борьбы с расизмом перестаёт быть только социально-политическим: его сторонники всё больше говорят на языке Библии. Правда, вместо Иисуса Христа у них другой мессия — Джордж Флойд. Как жертву полицейского произвола превращают в кумира миллионов и насколько это всерьёз — в материале РИА Новости.

Новое житие

"Он был высоким и широкоплечим. И самым сильным — за что его избрали главарем разбойничьей шайки. С подельниками он грабил дома, нападал на путников. Но в один момент решил измениться и встать на путь истинный". Эти строки принадлежат автору жития преподобного Моисея Мурина. Из всех православных святых он — единственный чернокожий. По происхождению — эфиоп. Жил в Египте в IV-V веках. Принял монашество, после чего другие братья, преимущественно египтяне и греки, стали испытывать его, строя козни. Некоторые даже обзывали Моисея "нечестивым мурином", то есть мавром, негром.

Спустя 1600 лет подобная агиография стала актуальна. Сторонники движения Black Lives Matter пишут новое житие. "Святой. Ангел. Мученик". Под такими заголовками пишут о Джордже Флойде американские и европейские либеральные СМИ. Уже оформилась иконография: в модной бейсболке и с нимбом вокруг головы, в простой футболке и растущими из-за плеч крыльями. Рядом — изречения, произнесённые им в последние минуты жизни: "Я не могу дышать!", "Все болит!", "Они хотят убить меня!" На первый взгляд, ничего особенного. Убийство Джорджа Флойда вызвало резонанс во всём мире, поэтому логично, что это находит отражение как в массмедиа, так и в искусстве, особенно уличном. Портреты Флойда зачастую соседствуют с другими "иконами" борьбы за свободу и права человека — Нельсоном Манделой, Че Геварой и так далее.

Но нигде не было столько религиозной риторики, как в BLM. Наиболее рьяные сторонники движения считают Джорджа не просто святым, а мессией: божественным посланником, принесшим себя в жертву ради борьбы с расизмом. Ведь знаменитое преклонение колена — не просто флешмоб. Это молитва и особый ритуал покаяния "за грехи белых людей".

"Господь, прости нас за нашу агрессию. Господь, прими наше покаяние за нашу гордость, за то, что мы, белые люди, думали, что мы лучше, выше остальных", — приводит издание National Review слова одного из участников акции в Бостоне. Стоят демонстранты на коленях ровно восемь минут и сорок шесть секунд — именно столько полицейские держали Флойда, прижав к земле, пока тот не скончался. Участники ритуала произносят последние фразы убиенного, а затем встают. Это называется "Великим пробуждением". Объясняют так: "Подавленный господством белых мир наконец-то проснулся и сбросил с себя оковы расизма". Сразу напрашивается прямая аналогия с Иисусом Христом: Он был распят во искупление грехов людей и победил смерть, рассматриваемую в христианском вероучении как сон.

Христос "для своих"

Собственно, одними аналогиями не ограничилось. В некоторых протестантских храмах в знак поддержки BLM Иисуса стали изображать афроамериканцем. Например, на "Тайной вечере" в алтаре Сент-Олбанского собора в Англии. Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби придал этому богословское обоснование. Мол, Христос для каждого свой. "Иисус изображается в разных культурах по-разному. В Китае вы видите китайского Христа, на Фиджи — фиджийского", — сказал Уэлби журналистам. Впрочем, участникам BLM этого недостаточно. Некоторые призывают религиозные организации "порвать с расистским прошлым" и пересмотреть вероучение.

И религиозные лидеры в США не могут не считаться с этим. Они ведь сразу поддержали движение. Наиболее активны баптисты, чья паства более чем на треть состоит из афроамериканцев. Однако ряд протестантских лидеров встревожились из-за чрезмерного стремления канонизировать Флойда. "Джордж Флойд не святой. Он не был святым при жизни. И никакого обращения к Богу у него не было", — заявил известный телепроповедник Джон Эдмерсон.

Святой или грешник?

Флойд разделил американцев. Это неудивительно, ведь США, вопреки расхожему мнению, довольно религиозная страна. По данным исследовательского центра Pew, около 78 процентов граждан считают себя верующими. Причём более трети из них регулярно посещают богослужения. А у религиозных телепередач — в основном проповедей евангелистов, баптистов — стабильно высокий рейтинг. Пока одни рассуждают о мессианской роли погибшего и о том, что "он изменил мир", другие призывают не торопиться. Джорджа Флойда несколько раз арестовывали за кражи и сбыт наркотиков. А после ограбления дома в 2007 году, когда он навёл пистолет на мать с грудным ребенком, "святой" отсидел четыре года в тюрьме.

В 2014-м он переехал в Миннеаполис. Уже после гибели Флойда будут тиражировать различные истории, где его соседи по дому говорят, что он "вообще не имел дело с наркотиками, оружием и фальшивыми купюрами". Мол, то самое вступление "на путь истинный" началось шесть лет назад. Оппоненты же обращают внимание, что на момент задержания "праведник" был под наркотиками — соответствующие доказательства опубликовала местная полиция. Кроме того, Флойда неоднократно уличали в мелких кражах и наркоторговле. Уже после случившегося в Сети нашли порноролик с очень похожим на Флойда героем. Больше месяца в американском интернете не могут понять, он ли это на самом деле.

"У них больше нетерпимости"

Впрочем, в Америке любят поспорить о моральных качествах многих известных персон. Так было, например, в 60-е с Элвисом Пресли. Однако это не помешало особо экзальтированным фанатам основать "Преслитерианскую церковь Элвиса божественного" и написать на основе его песен "Новый улучшенный завет". Адепты этого культа не скрывают, что поклоняются кумиру скорее ради забавы. Так же и в довольно популярной "Церкви марадонианцев", обожествляющей аргентинскую легенду футбола Диего Марадону.

Но в случае с Джорджем Флойдом всё по-другому. Это не просто ритуалы с лозунгами, муралы и кружки с надписью "25 мая — день мученичества". Сторонники BLM относятся к своей доктрине с предельной суровостью. "В этой идеологии больше строгой приверженности догматам, чем в современном американском католицизме. И ещё больше нетерпимости. Поставьте под сомнение что-либо из их учения, и ваша адекватность вызовет у них подозрения", — отмечает известный американский католический публицист Эндрю Салливан.

Примеров этому много. Например, когда отстаивающая права афроамериканцев активистка Кэндэнс Оуэнс призналась, что не считает Флойда героем, её тут же заклеймили расисткой и сторонницей "превосходства белых над остальными". Притом что она сама афроамериканка.                                 "Борьба с памятниками участникам Гражданской войны в США со стороны конфедератов перекликается с буйством Реформации XVI века, когда сжигали иконы и били витражи", — рассуждает Салливан. И этот процесс "очищения", ради которого, по мнению деятелей BLM, погиб Джордж Флойд, набирает обороты. Спортивные клубы и производители еды отказываются от логотипов, связанных с расистским прошлым Америки. А крупнейшие СМИ, например, New York Times, будут писать слово "чёрный" (black) с большой буквы — как, например, слова "Бог" или "Святой Дух".

"Религиозное повсюду"

"В Соединенных Штатах практически в любом общественно-политическом движении, особенно если оно заявляет о неких высших целях, присутствует религиозный фактор. И за Демократической, и за Республиканской партиями стоят церкви разных направлений. BLM — не исключение", — отмечает в беседе с РИА Новости религиовед Роман Лункин. Религиозность этому движению, по словам эксперта, придаёт и то, что его корни — в весьма специфической афроамериканской культуре. Ведь чёрное население США — самое религиозное. Около 90 процентов чернокожих верят в Бога и регулярно посещают богослужения.

Кроме того, участники акций против расизма выступают в защиту угнетённых — причём не только национальных, но и, например, сексуальных меньшинств. И всё это приправляется христианскими лозунгами. И как следствие — массовые крещения на месте убийства Джорджа Флойда. Это, по словам религиоведа, прямая аллюзия на раннехристианские времена, когда новую веру принимали на месте казни мучеников. BLM популярно у разных слоёв населения и представителей разных конфессий. Эмоциональный накал вокруг этого настолько велик, что, по словам собеседника агентства, каждая акция протеста и каждое публичное выступление активистов движения — не что иное, как "проповедь и пророчество".

РИА.ру