Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион разъяснил позицию Русской Православной Церкви в отношении конфликта православных с греко-католиками на Украине, положения совместной декларации Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей, подписанной 12 февраля в Гаване, и выпады против нее лидера Украинской греко-католической церкви архиепископа Святослава (Шевчука).
"Создается впечатление, что когда весь мир радуется, что эта встреча произошла, анализирует текст декларации, греко-католики, верные своим многовековым принципам, стараются в бочку меда подлить свою ложку дегтя", - сказал митрополит Иларион в интервью информагентству "РИА Новости".
"Когда появляется документ за подписью Папы, а католический иерарх говорит о "половинчатости правды" в этом документе, ссылаясь на своих верующих, и говорит, что понимает эти чувства и что "мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это", такая степень развязности говорит сама за себя, - заметил представитель Русской Церкви. - Думаю, тот путь, которым сейчас пошли Папа и Патриарх, прямо противоположен тому пути, которым ведут униаты".
Прогресс в православно-католических отношениях в условиях вызовов современного мира
Митрополит Иларион заявил, что "между Русской Православной и Римско-Католической Церквами сейчас происходит сближение, не имеющее догматического, богословского или литургического измерения". "Оно основано на сознании того, что мы не можем больше воспринимать друг друга как соперники и должны быть союзниками и братьями, - отметил он. - На этом фоне заявления, звучащие из уст главы Украинской Греко-Католической церкви, вновь отбрасывают нас в ту ситуацию, когда православные и католики были не союзниками, а соперниками".
Греко-католики иногда называют себя мостом между двумя традициями - восточной и западной, заметил митрополит Иларион, но, по его словам, "получается, что это мост, который с обеих сторон заминирован". "Они не могут найти общий язык ни с православными, ни со своим собственным церковным руководством. Обратите внимание, как он оскорбительно отзывается о папе. Честно говоря, я был шокирован, когда это прочитал", - сказал иерарх Русской Церкви.
Ватикан ещё в 1993 году признавал несостоятельность унии как метода достижения единства
Митрополит Иларион подчеркнул, что "уния продолжает оставаться незаживающей раной на теле мирового христианства". По его словам, у истоков создания унии был заложен обман. Он заключался в том, что людям говорили, что им якобы "оставляется право пользоваться своим обрядом" (восточной Церкви - прим. +Царьград+), а на самом деле они принимали "католические догматы".
Он напомнил, что Ватикан давно признавал несостоятельность унии как метода достижения единства.
Еще в 1993 году в Баламанте был подписан документ Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, посвященный как раз проблеме унии.
"В нем было сказано, что уния обеими сторонами не признается как метод достижения единства. Католики впервые тогда признали историческую ошибочность унии", - подчеркнул митрополит Иларион. - С другой стороны, в том же документе было сказано, что общины, образовавшиеся в результате унии, имеют право на существование и на пастырскую деятельность. И это то, что Папа и Патриарх буквально повторили в своей совместной декларации".
История переговоров с униатами на Украине
Председатель ОВЦС напомнил, что в самом начале конфликта на Западной Украине, в 1990-е годы, "когда греко-католики начали свои бесчинства…, начали вилами выгонять православных из храмов и захватывать эти храмы", была создана "четырехсторонняя комиссия с участием Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Украинской Греко-Католической Церкви и Святого Престола". "Это была вполне конкретная работа - начали обсуждать, что делать в тех случаях, когда две общины претендуют на один и тот же храм. Был выработан механизм: там, где большинство - православные, храм остается у них, а для греко-католиков строят новый храм; а там, где большинство - греко-католики, храм передается им, а для православных строят храм", - рассказал митрополит.
Однако, тогда "греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии; они предпочли все захватить силой, потому что опирались на светскую власть". И теперь возникают большие проблемы для возобновления работы этой комиссии. "Когда глава Украинской Греко-Католической Церкви делает такие, я бы сказал, непристойные заявления, причем в адрес не нас, а своего Папы, здесь возникают вопросы: как будет работать эта комиссия, какой будет ее механизм, и самое главное - каких можно от нее ожидать результатов?" - отмечает митрополит Иларион.
При этом он заметил, что у православных в принципе "нет никакой антипатии к верующим Греко-Католической Церкви". "Я служил в Венгрии, там довольно сильная Греко-Католическая Церковь, но она там не агрессивная, и у нас были очень добрые отношения. Ко мне в гости приходили епископы греко-католические, - отметил митрополит Иларион. - Но на Украине, к сожалению, это не так. Потому что на протяжении веков греко-католики занимали ту самую позицию, которую они и сегодня, не стесняясь, озвучивают на весь мир и которая говорит сама за себя".
Иерарх подчеркнул, что "авторами текста (декларации - прим. +Царьград+) являются именно Папа и Патриарх".